Каким по счету в четырехместном бобе. Как устроен бобслей

Бобслей (означает скоростной спуск на специальных санях) — это спортивные соревнования на санях с управлением, для определенного количества человек, используются ледяные спуски с очень крутыми виражами.

До того, как люди изобрели колесо, сначала появились сани. Поначалу люди долгое время перевозили на них какой-нибудь груз. Потом одному мужчине пришло на ум, что сани предназначены не только для работы, но и для спорта. Спорт, где есть — риск, азарт и скорость. Давайте узнаем, какая у нее история и что такое бобслей.

История бобслея

Бобслей и его история. Родиной это вида спорта Швейцария. В 1888 году англичанин Уилсон Смит закрепил между собой сани с доской и путешествовал на них из Санкт-Морицы в Челерину. В конце XIX века в Санкт-Морице, был создан бобслейный спортивный клуб, там разработали главные правила соревнований для этого вида спорта. Сам экипаж саней состоял всего из пяти человек — двух женщин и трех мужчин. Через определенное время, количество членов экипажа изменилось на 4, 5 и 2, но бывало и по 8 человек.

Бобслей начал развиваться только в странах Европы, там и стали проводиться соревнования, а далее и национальные чемпионаты. В первый раз национальный чемпионат прошел в Австрии в 1908 году, потом в Германии в 1910 году. Для того, чтобы этот вид спорта развивался в дальнейшем, 23 ноября 1923 года в Париже создалась Международная Федерация бобслея. Она объединяет 50 национальных федераций. Год спустя, начали проводиться чемпионаты мира, а в 1924 году бобслей внесли в программу зимних Олимпийских игр. Еще в то время, соревнования проводились на четырехместных санях, а уже в 1928 году — на пятиместных, но уже в 1932 году соревнования проводились на четырех и двухместных санях. Далее в 1980-х появляется Кубок мира. В начале 1990 года в Северной Америке и Европе дебютировали женщины. Олимпийские игры были доступны только для мужчин, а начиная с 2002 года, в Солт-Лейк-Сити приняли участие и женщины.

Самое большое развитие, бобслей получил в Германии, Швейцарии, США, Австрии, Италии. В СССР этот вид спорта начал развиваться только с 1980 года. На Олимпиаде 1984 года в Сараево наша двойка (Зинтис Экманис и Владимир Александров) завоевали бронзовые медали.

Боб

Первые сани были сделаны в 1904 году. В начале развития этого вида спорта, сани делали исключительно из дерева, но в наше время боб делают из цельнометаллического корпуса и закрепляют на двух полозьях. Задняя пара — с тормозом неподвижная. Передняя пара — с рулем подвижная. Используют только двухместные и четырехместные бобы. Длина четырехместного около 3,7 м, вес экипажа около 380 кг. Длина двухместного около 2,5 м, а вес экипажа должна быть не более 200 кг. Пилот сидит впереди и управляет передним мостом. Боб разгоняется до 160 км/ч. Между задним и передним мостом есть тормоз, он может позволить остановить боб в случае надобности.

Каким бы отличным ни был пилот и даже быстрые и сильные разгоняющие, без быстрого боба бороться за высокое место невозможно. Сейчас же, Германия имеет лучшие разработки в этом уникальном виде спорта. В немецком институте выделен огромный бюджет, что позволяет им, практически каждый сезон менять свои бобы, еще они делают эксперименты с деталями боба, каждый новый сезон готовят 40 вариантов полозьев. Отбирают 4 лучшие пары, которые лучше едут, в любую погоду.

Возрождение американского боба произошло в 20 веке, эта заслуга Джеффа Бодина. Самый Первый отечественный боб СССР был сделан для Олимпиады в 1984, на Рижском заводе ВЭФ, и его признали передовой моделью. Неимоверные усилия производственников были отблагодарены бронзовой медалью экипажа-двойки, в ее состав входил: Зинтис Экманис и Владимир Александров.

Цена одного двухместного боба колеблется от 50 до 125 тыс. долларов, а четырехместного от 140 тыс. долларов.

Бобслейная команда

С самого начала команда состояла из 5-6 человек. Но уже в 1930 году состав состоял из 2-4 человек. Вся команда состоит всегда из пилота и одного разгоняющего. А в бобах-четверках двух разгоняющих, пилота и тормозящего. От тормозящего зависит своевременная остановка боба.

Пилот располагается впереди, тормозящий сидит в самом конце и отвечает за остановку. В середине двое разгоняющих, которые занимаются толканием боба на старте, а во время самой гонки пытаются сохранить равновесие.

Тормозящий и разгоняющий очень сильные физически. Обычно, они занимаются тяжелой атлетикой. Еще присутствует небольшое дополнение, бобслеистам обязательно необходимы специальные костюмы, которые предохраняют спортсменов от холода, но при этом должны быть очень легкими.

Команда, которая финишировала с самым лучшим временем — становится победителем.

Самая первая команда в СССР собрана в 1980 году. Но, до 1985 сборная тренировалась только в немецком городе Оберхоф, потому что своих собственных трасс в стране не было. На последних Олимпийских Играх в Сочи (2014), российские бобслеисты выступили хорошо.

Бобслейная трасса

Трассы бывают очень разные. Обычно трассы идут минимальной длины — 1500 метров, но присутствуют желоба большей протяженности, там естественно, число сложных виражей больше. На опасных виражах стенки желоба возвышаются метров на 6. Самые лучшие трассы делают из бетона, вдоль длины стенок желобов специально вставляют очень холодные трубы, из-за этого температура льда постоянная, и никогда не тает.

В 1903 году в Санкт-Морице была сконструирована самая первая бобслейная трасса, протяженность ее была около 1500 м. Теперь для спортсменов этот замечательный город стал культовым.

В 1994 году в Норвегии организаторы Олимпийских игр проложили трассу в полном соответствии с рельефом, они создали повороты около препятствий так, что не пришлось пилить деревья. Здесь, спортсмены соревновались на 1364-метровой трассе с 15-16 поворотами и виражами.

Вся длина желоба составляет 1400-2000 м, его уклон — от 8 до 16 градусов. Обычно трасса имеет до 20 виражей разной степени трудности. Стенки желоба должны быть покрыты слоем естественного, либо искусственно льда. Спуски очень скоростные, травмы и гибель спортсменов в этом виде спорта бывают достаточно часто. В 1950 году в Шамони (Франция) погибло три спортсмена, все это произошло в один день. Спустя некоторое время, после этого события в целях безопасности спортсменов профиль трассы изменили, чтобы рулевой имел абсолютный контроль над санями.

Во время всего спуска, боб может развить максимальную скорость 130 км/ч всего за одну минуту.

На Олимпиаде в Лейк-Плэсид в 1932 году длина трассы была 2365 м, перепад высоты 228 метров, на самой же трассе было около 26 виражей и поворотов .

Если вы нашли ошибку, опечатку или иную проблему, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter . Вы также сможете прикрепить комментарий к данной проблеме.

Скоростной спуск с гор по специально оборудованным ледовым трассам на управляемых санях - бобах. Бобслей это разновидность санного спорта, которые включен в олимпийскую программу. В бобслее спуск осуществляется на особенных санях-боллидах, которые называются "бобами" по ледяным трассам специально оборудованных для этого. Само название бобслей происходит от английского глагола bob - странно, неловко двигаться и sleigh - сани, кататься на санях.

Родиной бобслея является Швейцария. Здесь в 1888 году английский турист Уилсон Смит соединил между собой двое саней с доской и использовал их для путешествия из Санкт-Морица в расположенную несколько ниже Челерину. Там же, в Санкт-Морице, в конце XIX в. был организован и первый в мире бобслейный спортивный клуб, где были разработаны основные правила соревнований в этом виде спорта, причем экипаж саней тогда состоял из пяти человек - трех мужчин и двух женщин. В дальнейшем количество членов экипажа бобслейных саней менялось - два, четыре, пять, а иногда и восемь человек.

Первые в мире особые сани - «боб» были сконструированы в 1904 году. Сани изготовлены по стандартному проекту из цельнометаллического корпуса обтекаемой формы, закрепленного на двух парах полозьев-коньков. Передняя пара - подвижная с рулем. Задняя пара - неподвижная с тормозом. Используют двухместные (двойка) и четырехместные (четверка) бобслеи. Длина двойки не более 2,7 м, масса - не выше 165 кг, а вес экипажа не более 200 кг. Длина четверки не более 3,8 м, масса - не выше 230 кг, а вес экипажа не более 400 кг.

Привлекательность этого вида спорта прежде всего в его динамичности и зрелищности. Боб может развивать скорость в среднем до 135 км/ч и даже выше. Невозможность заранее предсказать победителя делает бобслей чрезвычайно популярным. Зачастую доли секунды разделяют победителей от неудачников. Поэтому бобслей зачастую называют зимней "формулой 1". Скорости здесь просто огромные, и спортсмены испытывают большие перегрузки. Бобслей поистине красивый и захватывающий вид спорта.

Но также бобслей является чрезвычайно опасным и травматичным спортом. Но без этого спорт наверно уже не будет спортом. Скорость, непредсказуемость - это привлекает множество людей. К сожалению в нашей стране нет спортивных баз, на которых бы наши спортсмены могли бы тренироваться, чтобы составить конкуренцию асам-бобслеистам из Германии, США и Канады. Но несмотря на это, наши ребята, в последнее время, все равно среди лидеров бобслея занимают достойное место. Александр Зубков и его разгоняющие, с прошлого года ворвались в элиту мирового бослея, и теперь наша команда всегда в фаворитах.

Бобслей (англ. - bobsleigh - скоростной спуск), скоростной спуск с гор по специально оборудованной ледовой трассе на управляемых санях - бобах. Сани изготовлены из цельнометаллического корпуса обтекаемой формы, закрепленного на двух парах полозьев - коньков: передней - подвижной с рулем и задней - неподвижной с тормозом.

Трасса для бобслея представляет собой ледяной желоб на железобетонном основании, имеющий различные по крутизне повороты и виражи. Скорость бобслейных саней во время спуска по трассе может достигать 150 км/ч. Протяженность трасс для бобслея, перепад высот между стартом и финишем, количество поворотов и виражей не являются постоянными. Например, в Лейк-Плэсиде в 1932 году длина трассы составляла 2366 м, перепад высот по вертикали - 228 метров, на трассе было 26 поворотов и виражей. В Лиллехаммере, в 1994 году бобслеисты соревновались на 1365-метровой трассе со 107-метровым перепадом высот и 16 поворотами и виражами.

Международная федерация бобслея и тобоггана (ФИБТ) основана в 1924 и объединяет 56 национальных федераций (2002). В программе Зимних Олимпийских игр с 1924 - соревнования на четырехместных (в 1928 - пятиместных) санях с 1932 (кроме 1960) - на двухместных и четырехместных.

До 2002 соревнования проводились только среди мужчин. Но на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити (2002) женщины приняли участие в заездах двухместных бобов. В каждом номере олимпийской программы страну представляет не более двух экипажей. На Олимпиаде-2010 в Ванкувере экипаж Дмитрия Абрамовича, Россия занял 7 место в двойках и 9 место в четверках. Дмитрий Владимирович Абрамович из Красноярска российский бобслеист, член сборной России по бобслею, трёхкратный чемпион России (2008 и 2009 - двойки и 2009 - четверки), победитель Кубка России (2004 - четверки).

Одна из пользующихся наибольшей популярностью среди зрителей дисциплин на Зимней Олимпиаде – это бобслей. Данный вид спорта представляет собой скоростной спуск по искусственно созданному обледенелому желобу на специальных управляемых санях – бобе – команды из двух либо четырех человек. Бобслей – это один из самых скоростных, зрелищных и одновременно с этим травмоопасных видов спорта в программе зимних Игр. Как же пилот управляет бобом, на огромной скорости проходя виражи трассы?

Как устроен боб в бобслее и в чем заключаются обязанности членов экипажа?

На заре становления как самостоятельного вида спорта сани делались из дерева. Впоследствии для изготовления кузова боба использовались алюминий и стеклопластик. Современный боб имеет кузов, изготовленный из кевлара – сверхпрочного материала, отлично зарекомендовавшего себя в конструкции бронежилетов. Шасси боба изготовлены из особо прочной стали. Вес пустых двухместных саней составляет порядка 165 кг при длине чуть менее 3 метров, а вес четырехместных саней – уже около 230 кг при длине 3,8 м.

Капитан команды в – это пилот-рулевой, от четких действий которого безопасность всех членов команды. Толкачи-разгоняющие – атлетически сложенные спортсмены-тяжеловесы – отвечают за хороший набор бобом скорости при разгоне в верхней точке трассы. Наконец, тормозящий располагается в хвосте корпуса саней и несет ответственность за их своевременную остановку.

Как производится управление санями в бобслее?

Конструкция боба подразумевает наличие у него управляемого переднего моста при неподвижности заднего. Передние полозья при помощи сверхпрочных гибких тяг соединяются со специальными кольцами, которые держит в своих руках пилот боба. Прикладывая определенные усилия, через эти кольца он приводит в действие рулевой механизм саней, что позволяет им максимально точно вписываться в виражи и проходить их на высокой скорости.

Разгоняющие практически не принимают участия в процессе управления бобом во время движения – они выполняют только лишь функцию утяжеления саней, максимально сгруппировавшись для того, чтобы уменьшить сопротивление воздуха и отклоняясь в нужную сторону в процессе прохождения виражей. Тормозящий в нужный момент приводит в действие механизм тормоза, который располагается между передним и задним мостами и напоминает огромную металлическую гребенку. Разумеется, навыки управления бобом отточены у спортсменов до автоматизма, что позволяет им демонстрировать такие впечатляющие результаты на соревнованиях.

Бобслей (от англ. bobsleigh, bobsledding -- «сани, предназначенные для катания с горы») -- спуск с гор на большой скорости на управляемых санях из цельного металла по желобу изо льда, специально оборудованному для подобных спусков. Бобслей является зимним командным видом спорта. Также бобслей является наиболее скоростным и опасным из всех зимних видов спорта.

Развитие бобслея началось еще в XIX в. В 1884 г швейцарцы соревновались в Альпах в том, кто быстрее спустится с горы по маршруту Санкт-Мориц -- Селерин, на финише победителю вручался приз -- бутылка шампанского. Первые сани из стали («боб»), которые были похожи на сани сегодняшних дней, были построены Карлом Бенцингом, немецким оптовым торговцем изделиями из текстиля, примерно в 1900 г. Первую бобслейную трассу построили в 1902 г в Санкт Морице, в котором же в 1923 г сформировалась Международная федерация бобслея и тобоггана. Последний представляет собой вид саней без полозьев, которые были у индейцев Северной Америки. Первое мировое первенство по бобслею также прошло в Санкт-Морице в 1927 г. Бобслей сразу был включен в программу первой зимней Олимпиады в 1924 г. Сегодня проходят как мужские, так и женские турниры по бобслею.

Сначала сани для бобслея были деревянными. В настоящее время корпус саней (боба) изготавливается из алюминия, стеклопластика и даже из особого ударопрочного материала -- кевлара, который служит основной для бронежилета. Кузов ставится на стальное шасси, основные узлы которого -- поворачивающийся передний и неподвижный задний мосты, которые опираются на полозья из металла, напоминающие коньковые. С помощью поворачивающегося переднего моста пилот может управлять санями, которые летят по ледяному желобу со скоростью свыше 130--150 км/ч. Между двумя мостами в виде гребенки находится тормоз, изготовленный из прочнейшей стали, позволяющий останавливать сани, когда это необходимо. Передней частью саней является носовой конус. Наибольший вес боба достигает примерно 630 кг. Современные сани конструируются в соответствии с последним словом науки и техники. Новые образцы саней проходят испытания в аэродинамических трубах и представляют собой большую материальную ценность. Исследования, касающиеся создания новейших скоростных саней, представляют такой огромный интерес для стран-конкуренток, что их представители часто шпионят, заимствуя друг у друга самые перспективные конструкции и узлы. Сани делятся на два вида: двухместные и четырехместные. Двухместный боб имеет длину 2,7 м и ширину 0,67 м, его масса не должна быть выше 165 кг, а общий вес всех членов команды -- не более 200 кг. Длина четырехместного боба равна 3,8 м, ширина 0,67 м, его масса не может быть более 230 кг, а вес команды -- не больше 400 кг.

Главный член экипажа -- пилот-рулевой, который имеет полномочия капитана команды, им же и подбирается ее состав: толкачи и тормозящий. В санях рулевой находится впереди и берет на себя управление передним мостом, осуществляемое посредством двух колец, которые соединены между собой гибкими тягами, имеющими передние полозья.

В хвосте корпуса саней располагается тормозящий. Он несет ответственность за остановку саней и должен своевременно привести в действие тормозной стержень. Посередине четырехместных саней находятся два толкача, которые сначала выполняют самую важную при спуске работу: ими сани разгоняются на старте. Однако во время самого спуска они являются только «умной» нагрузкой, которая смещается в нужный момент в ту или иную сторону на виражах. Делают они это, максимально низко согнувшись и пряча головы для уменьшения лобового сопротивления. Толкачи и тормозящие, как правило, являются физически сильными и мощными спортсменами. Обычно до бобслея большинство из них прежде занимались тяжелой атлетикой, имея в ней хорошие результаты.

В конце ХХ в бобслей стал широко распространен не только среди мужчин, но и среди женщин. Скорость тяжелых четырехместных саней на трассе может быть выше 150--160 км/ч. Наибольшая скорость более легкого двухместного боба немного меньше. Длина ледяного желоба, по которому проходят сани, около 1500--2000 м, а его уклон может колебаться от 8 до 15 0. На трассе обычно встречаются от 15 до 20 профилированных виражей, имеющих различную степень трудности. Изнутри желоб покрыт слоем естественного или искусственного льда.

Спуск на большой скорости по ледяному желобу является очень опасным, частые травмы спортсменов в бобслее -- обычное явление. В 1950 г на бобслейной трассе в французском городке Шамони во время спуска погибли сразу три спортсмена. После этого случая для безопасности профиль трассы был изменен таким образом, чтобы рулевые полностью контролировали сани. Трассы для бобслея бывают разных видов.

Максимальное их количество приходится на трассы длиной 1500 м, однако существуют и желоба, имеющие большую протяженность и большее число крутых виражей, в которых рулевой должен показать высокую степень мастерства, максимально точно вписавшись в повороты, не касаясь при этом стенок желоба. Если же все-таки соприкосновение со стенками желоба произошло, то это резко снизит скорость саней и ухудшит результат.

На особенно сложных виражах стенки желоба могут достигать высоты 6 м. Лучшие трассы обычно современности сделаны из бетона, а вдоль всех стенок ледяных желобов встроены холодильные трубы, которые позволяют поддерживать постоянную температуру льда, не давая ему таять. Организаторами зимней Олимпиады 1994 г в Норвегии (городе Лиллехаммере) была проложена трасса для бобслея в точном соответствии с местным рельефом. Около естественных препятствий повороты были сделаны настолько заботливо, что не спилили ни одного дерева.

В наивысшей точке желоба экипаж, вскакивающий на борт и занимающий места после набора бобом скорости, разгоняет его перед стартом. Время начинает отсчитываться, когда передние полозья саней пересекают линию старта. Согласно правилам бобслеисты во время спуска могут поменяться местами в санях, однако они делают это чрезвычайно редко. У всех членов экипажа должны быть шлемы из особой ткани, препятствующей сопротивлению воздуха в движении, а также наколенники и специальные очки. Если во время турнира один из членов команды был травмирован, его может заменить другой член экипажа. Если во время скоростного спуска были повреждены сани, то согласно решению судей их можно заменить на другой боб того же вида.

На подошвах обуви спортсменов, проверяемой перед стартом судьями, находится около 100 микрошипов, которые позволяют бобслеистам разгонять сани, не соскальзывая с поверхности старта, покрытой ледяным слоем. В ходе состязаний экипаж может быть дисквалифицирован в том случае, если у его членов нет защитных шлемов. Также дисквалифицированы могут быть те команды, которые были пойманы за подогревом полозьев саней для лучшего хода саней по льду или использовали дополнительную тяжесть для увеличения скорости боба. Правилами также запрещено членам экипажа иметь на шлеме, спортивной форме или на бобе рекламные надписи фирм, которые не согласованы с организаторами турнира.

В соревнованиях по бобслею каждый экипаж должен совершить 4 спуска. Победителем станет тот экипаж, который будет иметь наименьшее суммарное время прохождения по всем 4 спускам.

С 1957--1968 гг. на всех крупномасштабных международных турнирах победительницей была команда из Италии, которую возглавлял рулевой Эудженио Монти. Команды Италии, в которой находятся трассы высокого уровня, сумели одержать победу в 11 мировых первенствах, а на Олимпийских играх 1968 г ими были завоеваны золотые медали сразу по двум спускам: на двухместных и четырехместных санях. На первенстве мира в 1976 г в Австрии (г Инсбрук) чемпионом мира по бобслею стал немецкий экипаж. Преимущество команды заключалось в ее санях, которые имели лучшие характеристики аэродинамики: у них была более совершенная обтекаемая форма, имеющая максимально гладкую поверхность обшивки. Также команда не добилась бы успеха и без самых рослых и мощных толкачей и ловкого рулевого -- Майнарда Немера, экипаж которого сумел победить и на бобе-четверке, и на бобе-двойке. В 1984 г подобный двойной успех повторил немецкий пилот Вольфганг Хоппе. В 1976--1984 гг командой ГДР были завоеваны 10 из 18 возможных медалей, при этом 6 из них были золотыми.

Популярность бобслея неуклонно возрастает. На зимней Олимпиаде 1988 г в соревнованиях по бобслею приняли участие экипажи Виргинских островов, Мексики, Австралии, Новой Зеландии, Португалии, Тайваня и Монако. Кстати, в экипаже Монако капитаном на двухместных санях был сам принц Альберт. Именно на тех Олимпийских игра экипаж Ямайки, который возглавлял Дадли Стоукс, сумел покорить сердца болельщиков благодаря своему лихому стилю и непредсказуемой манере управления бобом. В ходе одного из очередных спусков их четверки сани, встав на бок, взлетели над землей и врезались в стенку ледяного желоба. Ни один из членов экипажа не был травмирован, однако затем рискованные выступления на Олимпиаде этой команды легли в основу фильма «Ледовые гонки» (по-английски «Cool Runnings»).

Международная федерация бобслея и тобоггана объединяет бобслеистов всего мира и на настоящий момент включает 60 стран. Удивительным является то, что среди ее членов есть страны, имеющие жаркий и даже засушливый климат. Прежде всего это Антильские и Бермудские острова, Израиль, Индия, Мексика, Ливан, Тобаго и Тринидад и другие. В СССР бобслей в качестве вида спорта не существовал до 1980 г, когда первыми латвийскими энтузиастами бобслея из заводских отходов был сконструирован и построен свой собственный боб. На Олимпийских играх 1984 г в Сараево, на которых советскими бобслеистами Синтисом Экманисом и Владимиром Александровым была завоевана бронзовая медаль, эта конструкция саней, изготовленная советскими инженерами, была отмечена как одна из наиболее удачных. Впоследствии многие ее узлы и детали заимствовали крупные международные компании, которые занимались строительством саней для самых сильных бобслеистов мира.

Самыми «бобслейными» странами, спортсменами которых в основном выигрываются зимние Олимпиады, розыгрыши Кубков и первенств мира, являются Австрия, Германия, Италия, Канада и Швейцария. На последних Олимпийских играх 2006 г (Турин) чемпионский титул в спуске на двухместных санях завоевали немецкие бобслеисты Андре Ланге и Кевин Куске, вторыми были спортсмены Пьер Людерс и Лассель Браун из Канады, а третьими -- Мартин Аннен и Бит Хефти из Швейцарии. Лучшими российскими спортсменами были Алексей Воевода и Александр Зубков, которые оказались на четвертом месте, причем последние установили скорость разгона на старте. В состязаниях между бобслеистами, выступавшими в бобах-четверках на тех же Олимпийских играх, победа также досталась немецкому экипажу, возглавляемому Андре Ланге, в составе команды также находились Рене Хоппе, Кевин Куске, Мартин Путце. Второе место принадлежало россиянам: Александру Зубкову, Филиппу Егорову, Алексею Селиверстову и Алексею Воеводе. В турнире между женщинами на двухместных санях победу одержали Сандра Кириасис и Аня Шнайдерхайнце из Германии, вторыми стали Шона Робок и Валери Флеминг (США), третьими -- Герда Вассенштейнер и Дженнифер Исакко (Италия). Бобслеистки из России на Олимпийских играх 2006 г не смогли подняться выше седьмого места.