Одилон редон видение. Обзор кинокамеры RED ONE










«Сон разума рождает чудовищ»… Однако в случае с Одилоном Редоном именно бодрствующий разум, точнее, никогда не дремлющая его часть, именуемая подсознанием, та непознанная область, где рождаются и существуют самые страшные монстры, стала источником его художественных кошмаров, или, если хотите, вдохновения.

«Новая дрожь»

«В искусстве ничто не достигается одной лишь силой воли. Всё делается путём послушного подчинения подсознательному», – говорил Редон и следовал этому закону всю жизнь.

Сейчас его имя (1840–1916) широкой публике известно мало. Он творил во времена импрессионистов, лично был знаком со многими из них, однако стоял обособленно и себя импрессионистом не считал. «Я отказался плыть на корабле импрессионистов – они представлялись мне слишком недалёкими», – заявил он. Впрочем, импрессионисты платили ему той же монетой.

Дело в том, что Редон не стремился воссоздать образы, которые бы соответствовали истинной реальности. Нет, этот художник, пожалуй, единственный в то бурное время господства натурализма и рационализма, кто творил произведения, исследовавшие тайны разума, одновременно истерзанного и безмятежного, препарировал кистью секреты безумия и стремился постичь запредельное, то, что находилось по другую сторону физической действительности.

Он облёк монстров человеческого подсознания в живую плоть и отворил для них скрытую дверцу в нашу реальность, заселив её чудовищами, номадами, жуткими фантомами, гибридами. Он создал «unfrissonnouveau» – новую дрожь.

Каким художественным зрением обладал этот загадочный и мало кем понятый художник? Возможно, метафизическим, поскольку всегда утверждал, что его рисунки правдивы, а созданные им фантастические существа и демонические видения принадлежат к миру, который никогда не был полностью оторван от реальности. «Я наделяю человеческой жизнью неправдоподобные существа, заставляя их жить согласно законам правдоподобия и ставя… логику видимого на службу невидимому».

Это у него отлично получалось, так как объектами его кошмаров были вещи, которые он и в самом деле видел своим умственным взором. Невидимое и непознанное он мог фиксировать точными взмахами кисти.

Реально-ирреальная эстетика

Мало у кого из художников творческая жизнь столь чётко разделялась бы на чёрно-белый и цветной периоды, как это было у Редона.

Его слава началась именно с чёрных рисунков, выполненных углём. С помощью изощрённой игры теней со светом он стремился побудить в зрителях мысль и стремление к самоанализу. Вера в существование магического внутреннего зрения привела его к созданию картин, чьи фантасмагоричные мотивы напоминают отрывки, точнее, обрывки безумных сновидений – страшные угольно-чёрные кошмары, в которых человеческое тело подверглось жутким метаморфозам, усекаясь до головы или даже сокращаясь всего до одного глаза, который разворачивается в метафору мира, а затем и в сам мир.

К этой серии «кошмаров» от Редона можно отнести изображение ворона, посланника смерти, на фоне распахнутого окна (вообще, раскрытое окно всегда символизировало смерть и часто служило фоном для посмертных портретов, когда рисовали уже умершего человека), рисунок с говорящим названием «В глубине наших снов», другие рисунки – «Калибан на ветке», «Скелет», «Странный цветок» и др.

Особое пристрастие у Редона было к глазам и паукам. Улыбающиеся или плачущие пауки совмещают в себе все мыслимые фобии человечества – от вампиризма и кастрации до каннибализма.

Огромные, пристально рассматривающие зрителя глаза встречаются у Редона так же часто и тоже несут в себе особую смысловую нагрузку. Так, рисунок, изображающий один глаз, который одновременно является гондолой воздушного шара, или яйцо с лицом на подставке – символизирует кошмар клаустрофоба.

Вообще, художника с детства мучили частые приступы тревоги и тоски, и все эти страхи впоследствии нашли своё художественное отражение в работах. Редон как никто другой мог изобразить ужас, который таится внутри нас.

«Ноты радости»

Во второй половине своей жизни Редон внезапно обращается к цвету, цветной живописи. Столь крутой поворот в творчестве ставит искусствоведов в тупик. Какой сдвиг в психике заставил мрачного сюрреалистичного мистика Редона обратить свой взор на буйство натуральных красок?

Некоторые из исследователей склонны видеть причину появления многохромной живописи у Редона в том, что он якобы «примирился с реализмом». Другие считают, что художник «устремился к цветам как к потерянному раю».

Сам же Редон объяснял поворот в своей живописи абсолютно «по-редоновски»: «Я понял, что, постепенно разматываясь, лента жизни дарит нам не только печаль, но и радость. Если творчество художника – это песнь о его жизни, то помимо печальных чёрно-белых нот в ней должны звучать хотя бы отдельные красочные ноты радости».

Впрочем, увлёкшись красками и флористикой, Редон остался самим собой. Ему очень нравилось рисовать натюрморты. Однако если присмотреться к его цветам, то выяснится, что они по большей части выдуманные, а не подлинно-реалистичные, с их пестиками и тычинками. И чем дальше всматриваешься в цветную живопись Редона, тем очевиднее становится, что в его изощрённой цветной пастели куда больше ирреального и неземного, чем в иных современных киношных фэнтези. Некоторые его цветные картины являются, по сути, продолжением чёрно-белых кошмаров.

Потрясающи цветные картины Редона и на религиозные темы. Художник, так самозабвенно рисовавший глаза на стебельках, чудовища-растения с проступающими сквозь листья ликами и улыбающихся пауков, мог творить и сюрреалистичные иконы, полные света и теплоты.

Горизонты таинственного

Неизбежное и потустороннее всегда водило рукой Редона. Он умел придавать достоверность эфемерным грёзам и мучающим кошмарам.

Он жил в мире таинственных и беспокойных видений, неотделимых от действительности. Поскольку эти видения-грёзы были для него истинной явью, художник не давал себе труда раскрывать их значение, а стремился выразить их самыми чувственными красками или самыми сильными и изощрёнными контрастами чёрного и белого.

В своём дневнике он писал: «Заниматься живописью значит создавать красивую субстанцию, прибегая к особому, внутреннему чувству. Точно таким же образом природа создаёт алмаз, золото, сапфир… Это врождённый дар. Его нельзя приобрести».

Действительно, Редон стал мастером исключительным, не имеющим, если не считать Гойю, ни предшественников, ни соперников. Даже его воинствующие критики и почти враги, как, например, Октав Мирбо, соратник суперрационалиста и натуралиста Эмиля Золя, жаркий почитатель импрессионистов и автор уничтожающих заметок о Редоне, в конце концов признал своё поражение перед ирреальным искусством Редона: «Сегодня я восхищаюсь вами больше, чем любым другим художником: ни один из них не открыл моей душе столь светозарных, дальних и мучительных горизонтов таинственного, которое и есть единственно реальная жизнь».

Марина Сотникова

Автопортрет

(другие картины ниже Ю.К.)

О ДИЛОН РЕДОН

ПОТРЯСАЕТ ТАИНСТВЕННОСТЬ ЕГО ЦВЕТОВ




каждый букет Редона прекрасен
но и фантастичен

при разглядывании букета
- кажется что вот-вот что-то произойдет

- все время ожидание чуда

меня не трогает ни его Христос и ни Будда
так как его цветы...

даже автопортреты его на грани фантастики

но цветы потрясают


==========


мой эмоциональный привет художнику


"мысли едущих в трамвае"

Продолжение


22 апреля 1840 Бордо -
6 июля 1916 Париж

Французский художник и критик, один из основоположников символизма.



Одилон Редон родился в городе Бордо в аристократической семье. Детство он провёл в родовом имении Пейрельбад. В пятнадцать лет молодой человек начал посещать мастерскую местного художника Станислава Горена, где копировал английские гравюры и осваивал технику акварели. В 1863 г. Редон познакомился с гравёром Родольфом Бреденом, оказавшим на него большое влияние.

На следующий год Редон отправился в Париж и поступил в Школу изящных искусств. Много часов он проводил в Лувре, копируя картины Эжена Делакруа. Через год Редон вернулся в Бордо. По совету Бредена он начал работать углем и посвятил себя исключительно графике. В тридцать лет художник навсегда покинул Бордо и переехал в Париж.

Первые десять лет жизни в столице Франции прошли в познании окружающего мира и собственной души. Композиция «Дух. Хранитель вод» (1878 г.) отражает искания Редона в то время. Над далёким пейзажем нависает огромная голова почти шарообразной формы с большими выпуклыми глазами. Дух созерцает маленький парусник, скользящий по поверхности воды. Чёрный контур головы резко выделяется на фоне бездонного белого неба и одновременно отбрасывает тень на воду, усиливая эффект столкновения двух миров — реального и фантастического.

В 1879 г. Редон создал первую серию литографий «В мечте». Работы, выполненные в этой технике, кажутся сделанными углем: мягкие тональные переходы, расплывчатые пятна и живописные линии. Лист «Игрок» (1879 г.) из этой серии отражает тщетность человеческих усилий в борьбе с пороками, овладевающими душой. Маленькая человеческая фигурка с широко расставленными ногами — тёмное пятно, контур которого вспыхивает белым свечением, — несёт на плечах гигантский игральный кубик. В воображении Редона кубик увеличивается до размеров огромного каменного блока, а человек превращается в маленькую песчинку, ничтожную рядом с устремлёнными ввысь деревьями. В начале следующего десятилетия мастер впервые представил свои работы публике. В 1881 и 1882 гг. прошли его персональные выставки. На второй выставке молодой французский критик Эмиль Эннекен взял у Редона интервью и в своей статье дал оценку его творчеству: «Где-то на грани между реальностью и фантазией художник нашёл необитаемую область и населил её грозными призраками, чудовищами... сложными существами, сотканными из всех возможных видов человеческого порока, животной низости, ужаса и скверны...». Тогда же Редон познакомился с главой поэтов-символистов Стефаном Малларме. Художник погрузился в стихию духовных поисков интеллектуальной элиты, стараясь найти близкие своему мироощущению темы и образы. Он обратился к поэзии и музыке. Ворон, сидящий в проёме распахнутого окна, пронзительно чёрный на фоне сверкающего дня, возможно, иллюстрация к строкам из стихотворения Эдгара Аллана По «Ворон»:

Только приоткрыл я ставни —

вышел Ворон стародавний,

Шумно оправляя траур оперенья своего.

Гравюра «Парсифаль» (1891 г.) — графическая реплика на одноимённую оперу Рихарда Вагнера, потрясшую Париж в середине 80-х гг. Чистые линии литографии Редона и её мягкие, обволакивающие формы вторят ясной красоте музыки Вагнера.

Начало 90-х гг. — новый период в творчестве мастера. К нему пришло признание, Поль Гоген и члены группы «Наби» восхищались им. Однако Редон постепенно оставил графику. Композиция пастели «Христос Святого Сердца» (около 1895 г.) навеяна средневековой живописью Нидерландов. Фигура Христа излучает тёплое золотистое сияние. Его глаза закрыты, а взор обращён внутрь, к сердцу, изливающему мерцающий свет.

Христос на кресте. 1895-1900


Святой Себастьян

Христос и самаритянка

На пастели «Будда» (около 1905 г.) герой, пребывающий в состоянии медитации, изображён также с закрытыми глазами. Пространство, в котором он находится, лишено глубины. Фигура Будды сдвинута к левому краю композиции. Из размытых, неясных красочных пятен возникают то цветы, то дерево, то облака.


Будда


Будда среди цветов

Будда


Будда

Художник обращался и к античным сюжетам. На полотне «Рождение Венеры» (около 1910 г.) появление богини из пены морской происходит на глазах у зрителя. Её тело, стоящее в огненно-красной раковине, уже реально и полно сил, а голова ещё только проступает из небытия. На картине преобладают красные тона, яркие на фоне голубого неба, -рождение богини показано как всплеск животворящей энергии.

Рождение Венеры


Рождение Венеры


Рождение Венеры

Рождение Венеры

В Осеннем салоне 1904 г. творчество Редона было представлено в отдельном зале. Через шесть лет он устроил последнюю персональную выставку.

В последние годы жизни художник освободился от своих сложных, болезненных видений. Он писал натюрморты, вазы с цветами, иногда включал в картины женский профиль. Цветы у Редона соединяются в яркие декоративные композиции, реальные и фантастические одновременно. Женская головка придаёт им изысканность и лёгкость («Женщина среди цветов», 1909—1910 гг.).

Художник умер в 1916 г., оставив большую коллекцию загадочных графических листов и живописных композиций. Маленький ключик к их пониманию Одилон Редон спрятал в дневнике, написав: «Заниматься живописью значит создавать красивую субстанцию, прибегая к особому, внутреннему чувству. Точно таким же образом природа создаёт алмаз, золото, сапфир... Это врождённый дар чувственности. Его нельзя приобрести».


«Бирюзовая ваза», 1911


Цветы


Женщина с желтой накидкой




Муза на Пегасе

Бабочки


Ваза с цветами


Цветы

Цветы

Три вазы с цветами


Цветы


Облака

Солнечные цветы

Ваза с цветами


Цветы

Букет цветов в голубой вазе


Цветы


Профиль и цветы


Ваза с цветами


Цветы


Цветы

Герань в горшке

Цветы

Цветы

Цветы

http://marblsa.livejournal.com/422125.html http://izoselfportrait.narod.ru/simple102fran.html http://www.bibliotekar.ru/avanta/123.htm

Руджеро и Анжелика

Жанна Д Арк

Рыбачка


Колесница Апполона


Мистерия


Цветочные фантазии


Женщина, спящая под деревом



Пейзаж


Медитация

Безмолвие



Цветы


Циклоп




Офелия с цветами







В семье предпринимателя.

В масляной фактуре есть что-то колдовское: она подчиняет тебя, удерживает у мольберта , с каждым днём всё мучительнее, всё сильнее.

Материальное положение Редона, между тем, было трудным. Ему пришлось продать поместье Пейербальд, где прошли его детские годы. Оно ушло почти за бесценок, и вырученная за него сумма не могла покрыть всех долгов художника. Ища способ расплатиться с долгами, Редон начал писать цветочные натюрморты, которые пользовались популярностью и хорошо продавались.

«Чёрный» период

Будущего художника с детства охватывали частые приступы тревоги и тоски. В «чёрный» период Редон, увлечённый человеческим подсознанием с его страхами и кошмарами , создавал навязчивые и местами жутковатые рисунки углём и печатную графику. «Черное, - говорил Редон, - рождается в самых потаённых глубинах души».

Особую известность получил его рисунок чёрного ворона - посланника смерти, а также изображение огромного волосатого паука с человеческим лицом. Другой важной темой были огромные глаза, рассматривающие зрителя. Например, рисунок, изображающий один глаз, который является одновременно гондолой воздушного шара , или яйцо с лицом на подставке, символизирующее кошмар клаустрофоба .

    Redon.yeux-clos.jpg

    Les yeux clos («С закрытыми глазами»), 1890

    Redon.cyclops.jpg

    «Циклоп». 1914

    Redon.beatrice.jpg

    «Беатриче». 1855

    Redon.coquille.jpg

    «Ракушка». 1912

    Venus redon.jpeg

    «Рождение Венеры» , 1912

    Odilon Redon 001.jpg

    «Бирюзовая ваза» , 1911

    Odilon Redon 003.jpg

    «Violette Heymann» , 1909

    Redon pegasus.jpg

    «Пегас», 1900

    Redon.golden-cell.jpg

    «The Golden Cell». 1892

    Redon.yellow-bodice.jpg

    «Woman with a Yellow Bodice», 1899

    Odilon Redon 002.jpg

    «Муза на Пегасе» , 1900

    Odilon Redon - Sita.jpg

    «Sita» , 1893

    Ophelia Among the Flowers 1905-1908 Odilon Redon.jpg

    «Офелия среди цветов», 1905-1908

Несмотря на то, что творчество Редона совпало по времени с расцветом импрессионизма , оно абсолютно самобытно и отлично от него. Его картины по форме и содержанию близки к экспрессионизму и сюрреализму , хотя этих художественных направлений в то время ещё не существовало. Поэтому многие [кто? ] художники считают Редона предвестником ирреализма в живописи и искусства, обращённого к психике человека.

Источники

  • Vialla J. Odilon Redon. - Paris: ACR Edition, 2001. - 192 p. - ISBN 2-86770-150-3 .
  • Лукичева К. Л. Цвет безмолвия. Искусство Одилона Редона в контексте теории и практики символизма. // Европейский символизм. СПб., «Алетейя», 2006.
  • Рыков А.В. Тема эволюции в графическом альбоме Одилона Редона «Истоки» // Метафизические исследования–ХIII. СПб., 2000. С. 232–250.

Напишите отзыв о статье "Редон, Одилон"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Редон, Одилон

Девять дней после оставления Москвы в Петербург приехал посланный от Кутузова с официальным известием об оставлении Москвы. Посланный этот был француз Мишо, не знавший по русски, но quoique etranger, Busse de c?ur et d"ame, [впрочем, хотя иностранец, но русский в глубине души,] как он сам говорил про себя.
Государь тотчас же принял посланного в своем кабинете, во дворце Каменного острова. Мишо, который никогда не видал Москвы до кампании и который не знал по русски, чувствовал себя все таки растроганным, когда он явился перед notre tres gracieux souverain [нашим всемилостивейшим повелителем] (как он писал) с известием о пожаре Москвы, dont les flammes eclairaient sa route [пламя которой освещало его путь].
Хотя источник chagrin [горя] г на Мишо и должен был быть другой, чем тот, из которого вытекало горе русских людей, Мишо имел такое печальное лицо, когда он был введен в кабинет государя, что государь тотчас же спросил у него:
– M"apportez vous de tristes nouvelles, colonel? [Какие известия привезли вы мне? Дурные, полковник?]
– Bien tristes, sire, – отвечал Мишо, со вздохом опуская глаза, – l"abandon de Moscou. [Очень дурные, ваше величество, оставление Москвы.]
– Aurait on livre mon ancienne capitale sans se battre? [Неужели предали мою древнюю столицу без битвы?] – вдруг вспыхнув, быстро проговорил государь.
Мишо почтительно передал то, что ему приказано было передать от Кутузова, – именно то, что под Москвою драться не было возможности и что, так как оставался один выбор – потерять армию и Москву или одну Москву, то фельдмаршал должен был выбрать последнее.
Государь выслушал молча, не глядя на Мишо.
– L"ennemi est il en ville? [Неприятель вошел в город?] – спросил он.
– Oui, sire, et elle est en cendres a l"heure qu"il est. Je l"ai laissee toute en flammes, [Да, ваше величество, и он обращен в пожарище в настоящее время. Я оставил его в пламени.] – решительно сказал Мишо; но, взглянув на государя, Мишо ужаснулся тому, что он сделал. Государь тяжело и часто стал дышать, нижняя губа его задрожала, и прекрасные голубые глаза мгновенно увлажились слезами.
Но это продолжалось только одну минуту. Государь вдруг нахмурился, как бы осуждая самого себя за свою слабость. И, приподняв голову, твердым голосом обратился к Мишо.
– Je vois, colonel, par tout ce qui nous arrive, – сказал он, – que la providence exige de grands sacrifices de nous… Je suis pret a me soumettre a toutes ses volontes; mais dites moi, Michaud, comment avez vous laisse l"armee, en voyant ainsi, sans coup ferir abandonner mon ancienne capitale? N"avez vous pas apercu du decouragement?.. [Я вижу, полковник, по всему, что происходит, что провидение требует от нас больших жертв… Я готов покориться его воле; но скажите мне, Мишо, как оставили вы армию, покидавшую без битвы мою древнюю столицу? Не заметили ли вы в ней упадка духа?]
Увидав успокоение своего tres gracieux souverain, Мишо тоже успокоился, но на прямой существенный вопрос государя, требовавший и прямого ответа, он не успел еще приготовить ответа.
– Sire, me permettrez vous de vous parler franchement en loyal militaire? [Государь, позволите ли вы мне говорить откровенно, как подобает настоящему воину?] – сказал он, чтобы выиграть время.
– Colonel, je l"exige toujours, – сказал государь. – Ne me cachez rien, je veux savoir absolument ce qu"il en est. [Полковник, я всегда этого требую… Не скрывайте ничего, я непременно хочу знать всю истину.]
– Sire! – сказал Мишо с тонкой, чуть заметной улыбкой на губах, успев приготовить свой ответ в форме легкого и почтительного jeu de mots [игры слов]. – Sire! j"ai laisse toute l"armee depuis les chefs jusqu"au dernier soldat, sans exception, dans une crainte epouvantable, effrayante… [Государь! Я оставил всю армию, начиная с начальников и до последнего солдата, без исключения, в великом, отчаянном страхе…]
– Comment ca? – строго нахмурившись, перебил государь. – Mes Russes se laisseront ils abattre par le malheur… Jamais!.. [Как так? Мои русские могут ли пасть духом перед неудачей… Никогда!..]
Этого только и ждал Мишо для вставления своей игры слов.
– Sire, – сказал он с почтительной игривостью выражения, – ils craignent seulement que Votre Majeste par bonte de c?ur ne se laisse persuader de faire la paix. Ils brulent de combattre, – говорил уполномоченный русского народа, – et de prouver a Votre Majeste par le sacrifice de leur vie, combien ils lui sont devoues… [Государь, они боятся только того, чтобы ваше величество по доброте души своей не решились заключить мир. Они горят нетерпением снова драться и доказать вашему величеству жертвой своей жизни, насколько они вам преданы…]
– Ah! – успокоенно и с ласковым блеском глаз сказал государь, ударяя по плечу Мишо. – Vous me tranquillisez, colonel. [А! Вы меня успокоиваете, полковник.]
Государь, опустив голову, молчал несколько времени.
– Eh bien, retournez a l"armee, [Ну, так возвращайтесь к армии.] – сказал он, выпрямляясь во весь рост и с ласковым и величественным жестом обращаясь к Мишо, – et dites a nos braves, dites a tous mes bons sujets partout ou vous passerez, que quand je n"aurais plus aucun soldat, je me mettrai moi meme, a la tete de ma chere noblesse, de mes bons paysans et j"userai ainsi jusqu"a la derniere ressource de mon empire. Il m"en offre encore plus que mes ennemis ne pensent, – говорил государь, все более и более воодушевляясь. – Mais si jamais il fut ecrit dans les decrets de la divine providence, – сказал он, подняв свои прекрасные, кроткие и блестящие чувством глаза к небу, – que ma dinastie dut cesser de rogner sur le trone de mes ancetres, alors, apres avoir epuise tous les moyens qui sont en mon pouvoir, je me laisserai croitre la barbe jusqu"ici (государь показал рукой на половину груди), et j"irai manger des pommes de terre avec le dernier de mes paysans plutot, que de signer la honte de ma patrie et de ma chere nation, dont je sais apprecier les sacrifices!.. [Скажите храбрецам нашим, скажите всем моим подданным, везде, где вы проедете, что, когда у меня не будет больше ни одного солдата, я сам стану во главе моих любезных дворян и добрых мужиков и истощу таким образом последние средства моего государства. Они больше, нежели думают мои враги… Но если бы предназначено было божественным провидением, чтобы династия наша перестала царствовать на престоле моих предков, тогда, истощив все средства, которые в моих руках, я отпущу бороду до сих пор и скорее пойду есть один картофель с последним из моих крестьян, нежели решусь подписать позор моей родины и моего дорогого народа, жертвы которого я умею ценить!..] Сказав эти слова взволнованным голосом, государь вдруг повернулся, как бы желая скрыть от Мишо выступившие ему на глаза слезы, и прошел в глубь своего кабинета. Постояв там несколько мгновений, он большими шагами вернулся к Мишо и сильным жестом сжал его руку пониже локтя. Прекрасное, кроткое лицо государя раскраснелось, и глаза горели блеском решимости и гнева.
– Colonel Michaud, n"oubliez pas ce que je vous dis ici; peut etre qu"un jour nous nous le rappellerons avec plaisir… Napoleon ou moi, – сказал государь, дотрогиваясь до груди. – Nous ne pouvons plus regner ensemble. J"ai appris a le connaitre, il ne me trompera plus… [Полковник Мишо, не забудьте, что я вам сказал здесь; может быть, мы когда нибудь вспомним об этом с удовольствием… Наполеон или я… Мы больше не можем царствовать вместе. Я узнал его теперь, и он меня больше не обманет…] – И государь, нахмурившись, замолчал. Услышав эти слова, увидав выражение твердой решимости в глазах государя, Мишо – quoique etranger, mais Russe de c?ur et d"ame – почувствовал себя в эту торжественную минуту – entousiasme par tout ce qu"il venait d"entendre [хотя иностранец, но русский в глубине души… восхищенным всем тем, что он услышал] (как он говорил впоследствии), и он в следующих выражениях изобразил как свои чувства, так и чувства русского народа, которого он считал себя уполномоченным.
– Sire! – сказал он. – Votre Majeste signe dans ce moment la gloire de la nation et le salut de l"Europe! [Государь! Ваше величество подписывает в эту минуту славу народа и спасение Европы!]
Государь наклонением головы отпустил Мишо.

В то время как Россия была до половины завоевана, и жители Москвы бежали в дальние губернии, и ополченье за ополченьем поднималось на защиту отечества, невольно представляется нам, не жившим в то время, что все русские люди от мала до велика были заняты только тем, чтобы жертвовать собою, спасать отечество или плакать над его погибелью. Рассказы, описания того времени все без исключения говорят только о самопожертвовании, любви к отечеству, отчаянье, горе и геройстве русских. В действительности же это так не было. Нам кажется это так только потому, что мы видим из прошедшего один общий исторический интерес того времени и не видим всех тех личных, человеческих интересов, которые были у людей того времени. А между тем в действительности те личные интересы настоящего до такой степени значительнее общих интересов, что из за них никогда не чувствуется (вовсе не заметен даже) интерес общий. Большая часть людей того времени не обращали никакого внимания на общий ход дел, а руководились только личными интересами настоящего. И эти то люди были самыми полезными деятелями того времени.
Те же, которые пытались понять общий ход дел и с самопожертвованием и геройством хотели участвовать в нем, были самые бесполезные члены общества; они видели все навыворот, и все, что они делали для пользы, оказывалось бесполезным вздором, как полки Пьера, Мамонова, грабившие русские деревни, как корпия, щипанная барынями и никогда не доходившая до раненых, и т. п. Даже те, которые, любя поумничать и выразить свои чувства, толковали о настоящем положении России, невольно носили в речах своих отпечаток или притворства и лжи, или бесполезного осуждения и злобы на людей, обвиняемых за то, в чем никто не мог быть виноват. В исторических событиях очевиднее всего запрещение вкушения плода древа познания. Только одна бессознательная деятельность приносит плоды, и человек, играющий роль в историческом событии, никогда не понимает его значения. Ежели он пытается понять его, он поражается бесплодностью.

Одилон Редон (Odilon Redon) — французский художник-символист ХIX века. Творчество этого художника можно мысленно разделить на два периода: «черный» и «цветной», логично будет предположить, что это распределение касается не только цветовых решений, к которым прибегает автор, но и характеризует общие настроения.


Подобно тому, как у Пикассо был голубой период скорби и тоски, так и Одилон, в состоянии смуты и печали, творил свои картины карандашом и углем. Хотя официально его и относят к символизму, все же многие искусствоведы выделяют некоторую иную направленность в контексте символизма — ирреализм. Это не абстракция и не сюр, как мы могли бы предположить, а что-то среднее, предвкушающее. Так сказать, эволюционирующая стадия развития — мост между стилями.

« Давид и Голиаф »



«Старый Рыцарь», Литография



Черный период Редон почти полностью посвящает творчеству Франциско Гойи. Возможно, говорить так опрометчиво, но все же сходство настроений и композиционных решений столь велико, что иначе подчеркнуть их родство не видеться возможным. Такие же колдовски-мистические образы, в суровых и холодных тонах, по средневековому мрачные и романтически меланхоличные, они не врываются в сознание, а медленно, но целенаправленно проникают в потаенные его углы, заполоняя там своими смутными тенями все пространство.


Одилон очень тонко чувствует настроение образов, его нежные, пастельные работы цветного периода, при всей их, сравнительно с черно-белыми, живости, все же сохраняют пессимистичные нотки.


«Офелия»

Его прекрасная Офелия, что в безумии своем, утопает в цветах, нежна, но в то же время так тревожна. Эти нечеткие линии, которые казалось бы должны прибавить романтичности, напротив выдерживают некую драматичную напряженность. Ощущение того, что сейчас должно непременно что-то произойти, не покидает зрителя.





Одилон Редон предвкушал нововведения в живописи, он предчувствовал модернистские течения, закладывая первые камни в развитие нового виденья образов.

Корреспондент Onliner побывал в гостях у Jodov Studio, которая владеет уникальной и единственной в Беларуси кинокамерой RED ONE. На фотографиях эта штуковина выглядит устрашающе, но в жизни она еще внушительней. Собранная конструкция весит около 10 килограммов и по возможности поднимается на плечи при помощи ассистента. Будь у каждого видеооператора дневничок, в нем бы определенно была вклеена фотография этой камеры, обведенная сердечком.

Джеймс «Джим» Джаннард, харизматичный руководитель компании RED, инициировал в современной видеозаписи очень важный процесс. Будучи одним из 300 самых богатых американцев по версии журнала Forbes и владельцем компании-производителя спортивной оптики и аксессуаров Oakley, Джеймс около 30 лет проработал видеооператором. После покупки и изучения каждой новой цифровой камеры он оставался неистово опечаленным тем фактом, что все новинки были узкоспециализированными и очень дорогими, а устройство, которое бы ему действительно понравилось, так и не появилось.

Посему Джим захотел решить эту проблему самостоятельно. Он привлек лучших операторов, конструкторов и программистов и поставил перед ними задачу создать камеру, которая являлась бы универсальной и многоцелевой и обеспечивала качество картинки, сопоставимое с пленкой, но при всех преимуществах Digital Lifestyle. Джеймс верил, что возможности творческих лабораторий ограничиваются только финансовой составляющей, и поэтому он задался целью создать устройство, нивелирующее данный фактор.

По восторженным отзывам профессионалов ему это удалось. Большинство опытных видеооператоров считает картинку с RED ONE аналогичной пленке, причем особо выделяется ее киношная пластичность. Пленка, к слову, являлась (и в некоторых аспектах является до сих пор) последним нерушимым бастионом физики и химии на пути цифровых технологий.

RED ONE дебютировала в качестве многофункциональной и многоцелевой камеры. Кроме того, она замахнулась на кинематографический мейнстрим, дав возможность снимать фильмы и небольшим независимым студиям, которые не обладают внушительными объемами финансов, но сгорают от творческих идей.

Прототип модели был показан в 2007 году. На сегодняшний день фильмов, снятых на RED ONE, не много , но число таких лент постоянно растет. На 2009-2010 годы их запланировано достаточно . К слову, для съемки отдельных сцен в недавно вышедшем фильме Тимура Бекмамбетова «Особо опасен» (Wanted) использовалось сразу несколько камер RED ONE.

Технические характеристики:

CMOS-сенсор Mysterium 24,4 x 13,7 мм, 11,4 Мп;
рабочие разрешения: 4K 16:9 (4096 x 2304), 4K 2:1 (4096 x 2048), 3K 16:9 (3072 x 1728), 3K 2:1 (3072 x 1536), 2K 16:9 (2048 x 1152), 2K 2:1 (2048 x 1024), 1080p, 1080i, 720p;
частота: 1-120 кадров в секунду, зависит от разрешения;
формат записи: REDCODE, 12-битный RAW;
4K - до 30 кадров в секунду;
3K - до 60 кадров в секунду;
2K - до 120 кадров в секунду;
запись аудио: 4 канала, 24 бита, 48 кГц;
выдержка: 1/6-1/2000 c;
конструкция: магниевый сплав, алюминий.

Возможности

Камера построена на большом CMOS-сенсоре Mysterium, что является одной из главных особенностей устройства. В отличие от большинства камер сегмента профессиональной киносъемки, RED ONE ведет съемку в собственном RAW-формате. Запись цветовых (RGB) и яркостных сигналов (YUV) происходит в стандарте 4:4:4, также можно переключаться на 4:2:2. Цифры 4:4:4 означают, что для каждого пикселя кроме яркости сохраняется и его цвет, в то время как обычные цифровые камеры точно сохраняют только яркостные характеристики, а цветоразностные сигналы для соседних точек считаются одинаковыми, апроксимируются по различным алгоритмам.

В свете RED ONE большинство HD-камер выглядит блекло, так как запись у них ведется в общепринятом формате 3:1:1. То есть, грубо говоря, она отличается от других цифровых камер так же, как отличаются друг от друга возможности постобработки форматов RAW и JPEG. А для профессионалов это первостепенный фактор. Отснятый материал лишен многих артефактов и искажений, связанных с компрессией.

На данный момент RAW-материал кодера REDCODE можно просматривать только через QuickTime. Конвертирование в иные форматы и основная работа по редактированию, цветокоррекции и композингу сырого сигнала ведется в программе REDCINE. C недавнего времени о поддержке REDCODE в приложениях Premiere и After Effects объявила небезызвестная Adobe. Как нам рассказали в Jodov Studio, на текущий момент работать через эти программы некомфортно, имеют место постоянные подтормаживания.

Несжатые данные конечно же влияют и на размер файла. Судите сами: на 8-гигабайтную CF-карту вмещается примерно 4,5 минуты в полном разрешении 4K. Для видеосъемки этого достаточно, так как дубли редко бывают дольше 3 минут. Другой вариант - подключение модуля RED-Raid, рейд-массива на основе двух дисков, позволяющего записывать сигнал на лету. Два часа видео в полном разрешении занимают примерно 320 ГБ.

В камере есть возможность программирования переходов между обычной и скоростной съемкой, так называемой «рапидой». Как мы уже писали выше, RED ONE снимает до 120 кадров в секунду, что дает возможность делать вставки с визуально замедленным ходом времени. Также можно программировать режим Time lapse. В нем камера делает от 5 кадров в секунду до 1 кадра в 10 минут, что дает противоположный эффект ускоренного времени (так обычно снимают распускающиеся цветы и смену дня и ночи).

На начальных прошивках камера имела много недоработок, но с каждым обновлением становилась все лучше и лучше, обрастая мыслимым и немыслимым функционалом. Видеооператорам ничего не оставалось, как чертыхаясь привыкать к новым версиям. Интересно, что на версии прошивки 1.17 устройству для «загрузки» необходимо около 90 секунд.

В отличие от камер других производителей, заменять оптику в RED ONE можно на лету, не выключая технику. К камере с переходниками можно подключать практически любую фирменную оптику: PL, m42, Canon EF, Canon MD, Pentax K, Nikon F и др. Конечно же реализована возможность использования объективов для видеосъемки и анаморфотной оптики.

Дизайн системы построен на модульном принципе, что позволяет заточить камеру под себя и купить только то, что нужно. Стоимость самого устройства - $17 500, а покупка дополнительных аксессуаров обошлась студии Владимира Йодова в дополнительные $13 000. Один только LCD-дисплей стоит $1700, а ведь еще нужны несколько аккумуляторов RED Brick, зарядное устройство, рельсы-направляющие Red-Rail и многое другое. Аккумулятора емкостью более чем 9000 мАч камере хватает всего на полтора часа работы.

Зарядное устройство, как и все остальное, выглядит устрашающе:

Скриншоты видеоряда, имеющего разрешение 4К:

Скриншоты видеоряда, имеющего разрешение 2К:

По этой причине для съемок часто привлекают профессионалов с соответствующими финансовыми запросами, потому как любые ошибки с 35-миллиметровой пленкой обойдутся заказчику в приличную сумму. Получается, что при работе в аналоговом формате входная цена для дизайн-студий и стоимость изготовления отдельно взятого ролика включает в себя стоимость недешевых материалов.

А что касается RED ONE, то здесь ситуация противоположна: широкие возможности постобработки, моментальный контроль результата, высокая мобильность… и фактически полная независимость от третьих лиц плюс никаких расходов кроме как на жесткие диски. Но самое важное - качество видеоряда получается не хуже пленки:

Возможностей RED ONE с запасом хватает даже для центральных российских каналов (один из недавно завершенных заказов студии - заставка, или так называемая «упаковка», и отбивки нового молодежного скетчкома по типу «Наша Russia» на канале СТС), а также на создание клипов, рекламы и презентаций предприятий. С таким инструментом можно браться за любой проект вплоть до съемки кинофильма. Последнее, кстати, является одним из направлений работы Jodov Studio. Кроме этого, сотрудники студии самостоятельно разработали и внедрили в производство адаптер, позволяющий использовать объективы зеркальных камер следующих байонетов: m42, Canon FD, Canon EF, Pentax K, Four Thirds, Nikon F.

Камеру студия Владимира Йодова заказала заранее. Как и все заказчики, Jodov Studio заплатила 10-процентный взнос и ждала момента получения устройства около года. Всего в мире выпущено около 5000 камер RED ONE. Номер обозреваемой нами модели - 2832. Спрос на камеру после грамотного пиара и демонстрации возможностей только растет.

Нам было интересно узнать мнение работников студии относительно видеосъемки Canon EOS 5D Mark II . По их словам, это качественный, компактный и удобный вариант для записи роликов в дороге. По крайней мере, ее будет не так жалко потерять или промочить при подводной съемке, отшучиваются парни.

Вместо заключения

На начальных этапах развития в RED ONE было много недоработок. Однако сомнений по поводу ее будущего нет: камера продолжает развиваться и определенно станет стандартом индустрии завтрашнего дня. Тем более что компания RED анонсировала огромное количество новых модулей, аксессуаров и камер, среди которых есть модель, базирующаяся на 261-мегапиксельном сенсоре и снимающая в умопомрачительном разрешении 29К. Как бы пафосно это не звучало, после RED ONE мир никогда не будет таким, как раньше.

Благодарим студию Владимира Йодова (www.jodov.com , +375 297 239 839)
за предоставленную на тесты кинокамеру RED ONE