Информация представляется в трех аспектах. Смотреть страницы где упоминается термин аспект информации

Согласно теории соционики всю существующую в природе информацию можно разделить на восемь аспектов . Каждому из её типов будет соответствовать один из источников ; также они будут иметь свои характерные свойства. Благодаря этим особенностям можно без труда очертить границы между всеми аспектами.

Как мы уже говорили, информация происходит от четырёх типов источников: объектов, событий, структур объектов и структур событий. Им соответствуют такие признаки как “сенсорика”, “интуиция”, “этика” и “логика”. Каждый из них лежит в основе своей пары аспектов: для удобства их называют “белыми” и “чёрными”.

Для формирования устойчивых ассоциаций между аспектами и их сферами, каждому типу информации приписывают свою пару близких терминов. Так, БС – это ощущения и состояния объектов, ЧС – влияния и потенциал объектов, БИ – изменения и вероятность событий, ЧИ – идеи и варианты событий, БЭ – оценки и отношения, ЧЭ – реакции и поведение, БЛ – причины и закономерности, а ЧЛ – следствия и технологии.

Чтобы лучше понимать, почему для обозначения аспектов используются именно эти понятия, необходимо разбираться в самих свойствах информации. Так, в соционике их рассматривается три пары: интровертность/экстравертность , рациональность/ иррациональность и динамичность/статичность . Рассмотрим их поподробнее:

Интровертность/экстравертность

Первое разделение между аспектами возникает из-за различий в характере возникновения информации. Так, к интровертным относятся аспекты, сведения по которым возникают вместе с самим источником информации (поэтому они как будто замкнуты на себе). Тогда как сведения по экстравертным аспектам возникают уже вследствие взаимодействия этих источников (то есть они всегда выражены вовне). Например, БС – это информация об ощущаемых нами качествах объектов (например, вкус), тогда как ЧС – это информация о способности объекта повлиять на эти БС-качества (например, она проявляется, когда мы говорим, что горчица может повлиять на остроту блюда, а сладкий кетчуп – нет).

Рациональность/иррациональность

Другое разделение между аспектами проходит на границе первичных (сенсорики и интуиции) и вторичных (этики и логики) признаков информации: оно определяет, через какую психическую функцию наше сознание обрабатывает информацию. Так, для иррациональных аспектов это ощущение, а для рациональных – осмысление. Например, мы ощущаем течение событий, чувствуем, что должно и не должно с нами происходить (БИ), тогда как то, как оно устроено и почему события происходят с нами, мы понимаем уже в результате осмысления этой информации (БЛ).

Динамичность/статичность

Последняя пара свойств описывает, каким образом проявится источник информации: через динамику или через статику. Так, в первом случае это будет информация о неких конкретных свойствах, постоянно изменяющихся во времени, тогда как во втором – об абстрактных, устойчивых на длительных отрезках времени. Например, взаимодействуя с другими людьми, через поступки мы выражаем своё отношение к ним. В данном случае поступки (ЧЭ) – это нечто переменчивое, они существуют лишь в момент их совершения и могут быть разные в разных ситуациях, тогда как отношение (БЭ) к человеку более устойчиво, оно может не меняться годами и при этом каждый раз проявляться как-то по-другому.

Следует заметить, что свойства информации взаимосвязаны. Например, если аспект является динамичным и интровертным, он обязательно будет и иррациональным. Проиллюстрируем, как связаны аспекты и их свойства:


Теперь, основываясь на уже известной информации, опишем, какие типы сведений относятся к каждому аспекту:

  1. Белая сенсорика : ощущения, вкусы, запахи, самочувствие, тактильные ощущения;
  2. Чёрная сенсорика : власть, влияние, способности, авторитет, статус, капитал и деньги, ресурсы, сила, выносливость.
  3. Белая интуиция : тенденции, изменения и вероятность событий.
  4. Чёрная интуиция : идеи, варианты событий
  5. Белая логика : причины явлений, закономерности и устройство чего-либо.
  6. Чёрная логика : следствия явлений, технологии и навыки.
  7. Белая этика : отношения между людьми (друг/враг, любовь/ненависть) и оценка чего-либо в принципе (вкусно/невкусно, приятно/неприятно).
  8. Чёрная этика : реакции на объекты и события (смех, плач, гнев) и формы поведения (дарить подарки, здороваться при встрече)

Более подробно об аспектах можно прочитать в одной из

Одна из восьми составляющих информационного потока, на которые его разделяет психика индивида для ориентации в коммуникативном пространстве. Необходимость восьмичленного деления информации вытекает из фундаментальной коммуникативной константы - числа Миллера 7 ± 2. Именно столько единиц информации способна удерживать оперативная память человка одновременно.

Инфоаспекты принимаются и обрабатываются соционическими функциями. Поэтому эти термины иногда употребляются как синонимы. Упорядоченный набор соционических функций образует соционический тип личности (см. статью Социотип). Спектр информационных аспектов прдставляет собой универсальну сетку понятий, при помощи которой поддаются анализу любые интеллектуальные, психологические и социальные явления.

Система соционических функций является логическим завершением учения К. Г. Юнга о четырех не сводимых друг к другу способах отражения окружающего мира человеком - ощущения (сенсорика), мышление (логика), чувствование (этика) и интуиция. Каждая из четырех психологических функций Юнга может проявляться своей экстравертной (активной) и интровертной (пассивной) сторонами. Таким образом, число функций удваивается и мы получаем восемь базовых понятий. В традиции школы социоанализа они носят следующие обозначения и названия:

  1. L - структурная логика (схема, система, структура)
  2. P - деловая логика (технология, работа, прибыль)
  3. R - этика отношений (симпатии, тяготения, привязанности)
  4. E - этика эмоций (эмоции, чувства, настроения)
  5. T - интуиция времени (предвидения, предчувствия, прогнозы)
  6. I - интуиция возможностей (прозрения, догадки, открытия)
  7. S - сенсорика ощущений (комфорт, здоровье, эстетика)
  8. F - силовая сенсорика (давление, нажим, одчинение)

Инфоаспекты полно и непротиворечиво описываются семью дихотомиями - двоичными различительными признаками (см. статью Дихотомия). Все признаки равноправны. Для того чтобы убедиться, о каком аспекте идет речь, нужно зафиксировать, по меньшей мере, три признака из семи. Дихотомичесие разбиения дают следующие противопоставления групп аспектов и соответствующих им функций.

1. Активные функции (E , P , F , I) против Пассивных (R , L , S , T)

Активные функциональные состояния легко обнаруживаются по внешне-экспрессивному поведению человека. Пассивные же не связаны с заметными извне эмоционально-двигательными реакциями. В пассивном состоянии экспрессия уступает место импрессии - внутренней впечатлительности, рефлексии.

Порождаемые активными функциями состояния подходят для публичных выступлений и вообще широкой общественной деятельности. Они в высокой степени обладают свойством индуцирования - проникновения в соседние психологически нейтральные области и их ассимиляции (уподоблению себе).

Пассивные функциональные состояния, наоборот, ведут к обособлению и разобщению, господству индивидуального над коллективным. Зато только в этих состояниях человек познает себя и занимается самосовершенствованием.

2. Дискретные, или дробные функции (E , P , L , R), с одной стороны, и Континуальные, или целостные (F , T , I , S), с другой

Дробные функции четко разбивают воспринимаемую информацию на части, а целостные работают синкретическим способом, при котором границы между частями размыты, текучи, вследствие чего само понятие часть теряет смысл.

Существует еще одно отличие дискретных функций от континуальных: первые можно рассматривать как сознательные, а вторые - как бессознательные. Обоснование такому разграничению заключается в том, что осознание чего-либо предполагает отделение наблюдателя от наблюдаемого явления, а бессознательность - это полное слияние наблюдателя с явлением, в результате чего он становится его интегральной частью, не осознающей своей специфичности.

3. Динамические, или неравновесные функции (E , P , S , T), с одной стороны, и Статические, или равновесные (R , L , F , I), с другой

Динамические функции представляют собой как бы продольный срез информационного потока, показывающий, как изменяется состояние тех или иных точек пространства с течением времени. Они отображают отношение состояния к самому себе.

Статические же функции передают картину поперечного среза информационного потока, демонстрирующую отношения между собой одновременно существующих точек (отношение «я - другие»).

Динамическое функционирование психики происходит тогда, когда процесс возбуждения преобладает над торможением. Особенно неравновесными являются функции Е и Р. Менее выражена динамика у S и Т, так как в этих состояниях индивид на время возвращает утраченное равновесие, но оно тут же снова разрушается.

Статические состояния наступают тогда, когда торможение начинает преобладать над возбуждением. Наиболее статичны функции L и R . I и F характеризуются тем, что индивид в этих состояниях периодически стремится выйти из равновесия, но надолго это не удается - внутренее спокойствие быстро восстанавливается.

4. Вовлеченные функции (E , R , F , S), с одной стороны, и Отвлеченные (P , L , I , T), с другой

Эти категории функций отличаются коммуникативной дистанцией, на которой они реализуются. Вовлеченные функции действуют на близких дистанциях, они перерабатывают конкретную - кинестетическую, телесно ощутимую информацию и соответствуют первой сигнальной системе по И. П. Павлову. Сюда относится наглядно-действенное мышление и эмоционально-оценочное.

Отвлеченные функции действуют на далеких дистанциях и работают с информацией абстрактного, обобщенного характера. Они соответствуют той части психического аппарата человека, которую И. П. Павлов назвал второй сигнальной системой. Мышление словесно-понятийное соответствует логике, а наглядно-образное - интуиции.

5. Эксплицитные, или явные функции (P , L , F , S), с одной стороны, и Имплицитные, или скрытые (E , R , I , T), с другой

Явные функции названы так потому, что механизм их действия легко доступен для осмысления посторонним наблюдателем. Эксплицитное функционирование соответствует организации левого полушария головного мозга человека. Эти состояния относительно преобладают у так называемого «мыслительного» типа психики по И. П. Павлову.

Эксплицитные левополушарные функциональные состояния и порождаемая ими информация легко кодируется знаковыми ситемами и передается по каналам связи. Максимально полно эти состояния реализуются, например, в рамках группы с установкой на управленческий вид деятельности (FL , LF , PS , SP).

Механизм действия имплицитных функций, наоборот, скрыт и малопонятен. Он с большим трудом поддается кодированию и копированию. Об имплицитных функциях идет речь, когда говорят о таинственных озарениях, неожиданных эмоциональных подъемах, вещих снах и т. п. Согласно И. П. Павлову преобладание имплицитных функций порождает художественный тип личности, у которого доминирует правое полушарие.

О том же свидетельствуют многочисленные исследования функциональной ассиметрии полушарий головного мозга, из которых нам известно, что эмоции и воображение локализуются в правом полушарии. Все четыре имплицитных функции реализуются в рамках гуманитарной установки на вид деятельности (ET , TE , IR , RI).

6. Целеполагающие функции (E , L , I , S) противостоят Экзекутивным, или исполнительным (P , R , F , T)

Целеполагание - это первый этап любого осознанного процесса, разворачивающегося во времени. Функция Е создает энергетическую разность потенциалов, проявляющуюся в желании совершить то или иное действие. Посредством функции L строится план или схема предстоящего действия, четко определяющая, что и в какой последовательности нужно делать.

Функция I осуществляет целеполагание через перенацеливание, т. е. указание новых, ранее неизвестных, но принципиально достижимых целей. И, наконец, функция S осуществляет не идеальное, а реальное, ближайшее целеполагание, которое сводится к удовлетворению физиологических потребностей индивида в еде, питье, сне, бытовых удобствах и т. п.

За целеполаганием следует этап исполнения задуманного, для которого необходимы функции, которые называются экзекутивными. Функция Р - это процесс движения, а также работа, выполняемая движущимся объектом. Функция R - это внутреннее напряжение, «намагниченность» объекта, препятствующая или, наоборот, способствующая его движению, своего рода внутренняя «душевная» работа.

Функция F - это сила, приводящая объект в движение, или изменяющая его траекторию. Сама же траектория движения - это функция Т, которая является своеобразным следом, оставленным или тем, который будет оставлен, объектом в результате силового воздействия на него.

7. Двигательные функции (E , L , F , T) противостоят Инерционным (P , R , I , S)

В качестве источника движения обычно выступают накопившиеся эмоции Е, жаждущие разрядки, сила F , воздействующая либо на весь объект или же на часть его поверхности (тогда речь идет о давлении), а также закон или правило L , предписывающее выполнять то или иное действие. Кроме этого объект приходит в движение помимо своей воли и желания в силу неумолимых законов естественного старения - растраты энергии от рождения до смерти. Имеется в виду функциональное состояние T - изменение под действием времени.

Инерционными функциями являются те, которые совершают движение лишь по причине запасенного в себе ранее импульса (mv). Инерционное движение могло бы совершаться неограниченно долго, если бы не существовало сопротивление среды. Сам импульс движения описывается функциональным состоянием Р, возникающая при этом внутренняя напряженность между отдельными частями объекта - это состояние R , открывающиеся при перемещении равноценные выборы направлений - состояние I , а испытываемые во время движения ощущения деформации - состояния S .

Базовыми понятиями соционики являются понятия об информации и об аспектах восприятия информации. Под информацией в соционике подразумевается полное содержание человеческого восприятия из внешнего и внутреннего мира, которое можно обозначить как информационное пространство. Основным содержанием соционической теории информации является изучение признаков разделения информации на составные части и изучение полученных сфер информации. Информационный поток делится на восемь частей. Эти восемь частей называются аспектами информации или аспектами восприятия информации. Аспект – это часть информационного потока.

С одной стороны, аспекты представляют из себя различные стороны наблюдения явлений, и поэтому они везде пересекаются друг с другом. С другой стороны, для психологического типа восемь аспектов это восемь отдельных источников информации. Воспринимая, казалось бы, информацию целиком, мы не подозреваем, что наше сознание и подсознание воспринимает ее выборочно, дифференцированно. Психологический тип это механизм, который непрерывно выделяет в информации «нужную» часть и игнорирует «ненужную».

Получаемые извне сигналы человеческий мозг группирует, систематизирует и обрабатывает различными способами. В рамках соционической теории, различные типы внешних сигналов называются аспектами , а способы их обработки (в том числе прием, передача, переработка, сохранение информации) – функциями .

Наше сознание является постоянно настроенным на определенного рода впечатления аспекты восприятия, и, таким образом, оно отождествлено с определенными сферами сознания. Кроме того, каждая такая сфера сознания проявляет себя как источник сознания, и, поэтому мы можем говорить об особых психологических сущностях функциях восприятия. Восемь информационных аспектов воспринимаются восьмью психологическими функциями , которые мы уже знаем из юнговской теории типов. В каждом типе мы находим проявления всех восьми функций, но в строго определенном сочетании.

Вместе восемь психологических функций образуют модель типа, где каждый аспект информации воспринимается согласно определенным законам. Модель типа отображает некую, в психологии пока не известную, сложную психическую структуру, с многообразными сочетаниями элементов как внутри данной системы явлений, так и с известными психологическими явлениями.

Рассмотрим подробно, как формируются в соционике восемь информационных аспектов.

Наш физический мир, как мы знаем, сводится к категориям материи и энергии, которые, в свою очередь, существуют на базисе пространства-времени. Таким образом, мироздание полностью описывается этими четырьмя первоосновными понятиями. О чем бы ни говорил человек, какие бы действия ни совершал, мы всегда можем установить, по какому из четырех аспектов (материя, энергия, пространство, время) мы получаем от него информацию.

  • Материя – вещество, из которого состоят все тела природы
  • Энергия – одно из основных свойств материи – мера ее движения
  • Пространство – форма существования материи, характеризующаяся протяженностью и объемом
  • Время – форма существования материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире

Каждая из этих составляющих может быть рассмотрена с двух точек зрения: сама по себе и в соотношении с другой такой же составляющей, например, материальный объект в связи с другим объектом или движение одного объекта в соотношении с движением другого. На основе этих двух точек зрения в соционике сформулированы определения двух видов аспектов – внешних (абсолютных) и внутренних (относительных) .

  • Внешние (Абсолютные) или «черные» аспекты – существующие сами по себе, вне зависимости от чего либо.
  • Внутренние (Относительные) или «белые» аспекты – устанавливаемые по сравнению с другими.

Внешнее – то, что однозначно «есть», с чем легко можно вступить в непосредственное взаимодействие. Внутреннее – то, что «неочевидно», непосредственное взаимодействие с чем затруднено.

В соционике принято различать аспекты по цвету. Черный (экстравертные аспекты) – все, что касается свойств тела (материи), внутренних процессов. Белый (интровертные аспекты) – то, что касается поля (внешние взаимосвязи).

Таким образом, каждую составляющую материального мира мы делим на два аспекта, общее их количество равняется восьми.

Материя. Человек живет в мире материальных объектов. Он ими пользуется в своих целях, он совершает над ними действия и, в свою очередь, испытывает их действия на себе. В земной жизни он и шагу не мог бы сделать без связи с материальными предметами. Умение осознавать их качества, такие, как твердость, мягкость, вес, упругость и т.п., умение производить над этими объектами какие-то действия образует некое информационное поле непосредственного восприятия объекта как такового и непосредственного действия над ним.

Информацию о веществе, объектах, связанную для нас с запасами, ресурсом, работой в самом широком смысле, полезностью или бесполезностью, действиями с объектами, технологией, выгодой и т.п. обрабатывает объектная функция логика действий. Она обозначается символом .

Люди, у которых лучше всего работает этот канал связи, бывают обычно хорошими практиками: инженерами, строителями, конструкторами, предпринимателями и т.п.

Информация о материи может иметь и другой аспект: здесь будет важен не объект сам по себе, а отношения между объектами (больше-меньше, тверже-мягче, легче-тяжелее...), иерархия этих объектов, а также логические связи, их соединяющие. Информационное поле этого типа связано с исследованием отношений.

В наше отношение к объектам входит их счет, измерение (например, геометрия), сравнение их свойств, выявление правил их взаимодействия, моделирование их поведения. Сюда же относится познание законов, управляющих объектами (наука). Эту информацию обрабатывает субъектная функция структурная логика. Она обозначается символом .

Человек, хорошо чувствующий отношения материальных объектов, может быть неплохим теоретиком, аналитиком, конструктором.

Энергия. В человеческом организме нет рецепторов, способных непосредственно «измерять» энергию. Но действия всевозможных энергий (тепловой, кинетической...) он испытывает на себе постоянно. Некоторые виды энергий человек может воспринимать органами чувств. Ожог, оглушительный звук, режущий свет – все это, так или иначе, – сигналы, передающие ему информацию об опасном для здоровья уровне энергии, под действием которой он в данный момент находится. Другие энергетические потоки – например, радиоактивное излучение – он может вовсе не ощущать. Но есть род энергии, которую человек не только воспринимает непосредственно, но и непосредственно передает: эту энергию называют психической, и она несет информацию о радости или печали, страдании или удовольствии, о состоянии страха или благодушия... Одним словом, речь идет об информационном поле эмоций. Эмоция – это именно тот вид энергии, который воспринимается непосредственно, минуя физического «агента», одинаково четко как по интенсивности, так и по качеству. Сплошь и рядом эмоция передается от одного человека к другому без каких-то особых слов или действий, нередко даже и на расстоянии, без прямого контакта (особенно, если между людьми существует близкая духовная связь).

Энергия связана для нас с состояниями объектов, со степенью напряжения обстановки, с энергичностью проявлений людей или событий, с возбуждением или торможением и т.п. Страсти и энтузиазм – тоже проявления энергетики. Эту информацию обрабатывает объектная функция этика эмоций. Она обозначается символом .

Люди, хорошо улавливающие эмоцию, уверенно чувствуют себя в профессии актера, музыканта, воспитателя в дошкольном детском учреждении.

Другим свойством нашего энергетического восприятия может быть умение почувствовать отношения людей друг к другу, отношение к себе, умение отличить истинные чувства от наигранных, понимание, кто кого любит или не любит, закономерности чьих-то симпатий или антипатий и т.п. Отношения энергетических состояний, обмен энергиями мы оцениваем как притяжение, отталкивание или безразличие, повышение или снижение энергетического уровня при взаимодействии, замечаем, хуже или лучше стало наше состояние после обмена эмоциями и т. п. Эта информация относится к работе субъектной функции этики отношений. Она обозначается символом .

Человек, хорошо чувствующий эмоциональную связь между другими людьми, может быть неплохим педагогом, психотерапевтом.

Пространство. Мы способны воспринимать пространство только через объекты, его наполняющие. Поэтому когда мы говорим об отношении человека к окружающему его пространству, мы, по сути дела, имеем в виду отношение к тем же объектам, но – особого рода. У человека может быть склонность овладевать все новыми и новыми объектами, то есть, как мы говорим, «завоевывать пространство». При этом он должен, безусловно, проявлять волю, настойчивость, твердость, уметь перемещаться в новом пространстве, ориентироваться в нем. Объект в данном случае совсем не обязательно бывает материальным: овладевать можно и новыми знаниями, навыками, должностями, степенями; уровнями социальной иерархии. Здесь, пожалуй, наиболее ярко проявляет себя свойство экстраверта, по выражению К. Юнга, «во всем себя растрачивать и распространяться»...

Пространство мы воспринимаем как формы, которые могут быть, например, красивыми или значительными, мы определяем в нем направления, территории, которые надо расширять или защищать, власть как распространение своей воли и ответственности на других, ограничения или безграничность и т. п. Эта информация обрабатывается объектной функцией волевой сенсорикой. Она обозначается символом .

Человек с хорошо развитой функцией волевой сенсорики может быть хорошим разведчиком, геологом, военачальником, лидером политической партии, успешно заниматься хозяйственной деятельностью.

Другая сторона пространственного ощущения – способность осознавать удобство или неудобство вещей, умение создать уют и комфорт, уловить гармонию и соразмерность форм... По сути, это означает способность установить свое ощущение внутри пространства и организовать это пространство в соответствии со своими запросами. Пространственные соотношения объектов воспринимаются как гармония, уют, самочувствие, комфорт или наоборот – неудобство. Эстетика, дизайн, эргономика – все это соотношение ощущений своего тела и форм окружающих предметов. Этой информацией занимается субъектная функция сенсорика ощущений. Она обозначается символом .

Время. Время фиксируется нашим сознанием через некий ряд идущих друг за другом событий. Но есть и такие события (также свойства), которые можно предугадать еще до того, как они проявили себя. Человеческая психика обладает и этой возможностью: опережать время. Есть люди, которые особенно хорошо чувствуют потенциальные возможности объекта, они также могут почувствовать момент, благоприятный для того или иного дела. Это свойство в обиходе оно называется интуицией.

Понятие времени связано для нас с будущим, с тем, чего сейчас еще нет, но потом это может произойти. Оценка возможностей объектов и явлений, их потенций, видение всех вариантов развития, умение определить наиболее вероятный результат, умение одновременно воспринять многообразную информацию о разных явлениях – все это наша способность ориентироваться во времени. Эту информацию обрабатывает объектная функция интуиция возможностей. Она обозначается символом .

Следует подчеркнуть, что в данном случае мы имеем в виду способность человека видеть потенциальные возможности данного в наличии объекта. Соционика связывает эту способность с умением видеть статическую структуру объекта, угадывать те его свойства, которые уже в нем имеются.

Профессия исследователя, экспериментатора, зачинателя нового дела в любой области не может обойтись без этого свойства.

Другая сторона этой психической функции – умение соотносить временные отрезки, планировать, делать прогноз, улавливать динамику развития событий, чувствовать «дух времени» – и с учетом этого формировать стратегию действий. Информационное поле этого типа: структура объекта как процесс, наиболее вероятные стадии его развития и изменения – вот какого рода информация улавливается здесь в первую очередь.

Соотношения процессов воспринимаются нами как движение времени. Чувство времени и внутренние ритмы, прогнозы событий и отношения поколений, история, мода, традиции и перспективы связаны с ощущением течения времени. Эту информацию обрабатывает субъектная функция интуиция времени. Она обозначается символом .

Эта функция должна быть хорошо развита у людей, решивших посвятить себя экономике, планированию, коммерции. Но мало того: человек способен проникать и в надвременную реальность – в этом случае мы говорим о «мистическом озарении», «шестом чувстве», о поэтической фантазии и т. п. Среди поэтов и религиозных деятелей также много людей с сильной функцией интуиции времени.

Для того чтобы разобраться, как наша психика обрабатывает информацию и как это влияет на наше психологическое состояние и отношения с миром, мы должны весь поток информации, поступающей к человеку, разделить на отдельные составляющие – аспекты. Это позволит смоделировать процесс информационного обмена психикой человека.

Аспект – это тип информации. Он показывает, какого рода информация имеется в виду, о чем она.

Выделим в информационном пространстве человеческого восприятия восемь составляющих частей аспектов, соответствующих психическим функциям Юнга. Для этого воспользуемся следующими тремя простейшими информационными признаками:

  • внутреннее-внешнее (форма-содержание, явные-неявные)
  • статика-динамика
  • объект-отношение (тело-поле)

Внешнее – то, что однозначно «есть», с чем легко можно вступить в непосредственное взаимодействие.

Внутреннее – то, что «неочевидно», непосредственное взаимодействие с чем затруднено.

Статика – это потенциал, заложенный в совокупности элементов, и характеризующийся целостностью.

Динамика – это последовательность элементов, характеризующаяся сменяемостью.

Тело – объект, нечто отделенное, ограниченное, самостоятельное, независимое, то, чем можно манипулировать. То, что в гештальте называют «объектом».

Поле – агент переноса взаимодействия, отношения. Нечто непрерывное, вездесущное, присущее объектам (несамостоятельное). То, что в гештальте называют «фоном».

Первое деление: объекты – отношения. Юнг начал описание психологических типов с установок человеческой психики экстраверсия – интроверсия.

На любое явление в мире можно смотреть либо с точки зрения свойств объектов, либо с точки зрения отношений.

Итак, мы поделили весь информационный поток на две большие части:

  • информация об объектах;
  • информация об отношениях.

Аспекты информации об объектах называются экстравертными. Аспекты информации об отношениях называются интровертными.

Оба эти механизма необходимы психике каждого человека. А. Аугустинавичюте пишет: «Необходимое условие функционирования любого организма – двойная связь с окружающим миром.… Для того чтобы мозг функционировал как аппарат информационного метаболизма, он должен постоянно обеспечиваться сигналами, получаемыми как извне, так и из самого организма».

Различия в типах личности определяются тем, какой из этих двух механизмов человек использует чаще, привычнее, результативнее, увереннее, успешнее. Напомним, о гармонично развитой личности мы говорим, когда человек использует свои сильные и слабые качества примерно в пропорции золотого сечения: приблизительно 60:40. Т.е. гармонично развитый экстраверт примерно в 60 % случаев пользуется механизмом экстраверсии: интересуется объектами внешнего мира, людьми, делами и т.п. А около 40% своего внимания он уделяет внутреннему миру: себе, своему отношению к объектам (к людям, к делам). Интроверт, соответственно, наоборот.

Второе деление: статика – динамика. Следующее крупное деление информации, которое предложила А. Аугустинавичюте, связано с рассмотрением явлений в статике и в динамике. Это деление касается как объектов, так и отношений. Вслед за механикой Ньютона мы можем утверждать, что все происходящее в мире можно изучать или с точки зрения статики («остановив», «заморозив» предмет изучения, будь то объект или отношения), или с точки зрения динамики (в движении, в развитии, в процессе изменения).

В первом случае нас интересуют непосредственно свойства объектов или отношений (статика), а во втором – процессы, происходящие с этими объектами или отношениями (динамика).

  • Аспекты информации о свойствах объектов и отношений, неизменных на протяжении времени наблюдения, называются статическими.
  • Аспекты информации о процессах изменения, развития, движения называются динамическими.

Сразу оговоримся, что нигде в мире нельзя найти статику в чистом виде на протяжении времени. «Все течет, все изменяется». Статика может быть воспринята только в конкретный момент времени, но ни один объект не остается статичным (неизменным) от момента к моменту. Статический подход характерен для анализа явления, т.е. для подробного изучения его свойств.

Во втором случае для изучения динамических свойств информацию о движении, развитии собирают в разные моменты времени. Это синтез информации.

Изучение любых явлений в мире можно вести либо с точки зрения статических аспектов информации, либо динамических. Это соответствует двум основным научным методам: анализ и синтез. Однако все сказанное касается не только научного рассмотрения информации, но и бытового, повседневного.

Делению аспектов информации на статические и динамические в соционике соответствует и деление типов личности на статические и динамические. Способ обработки информации отражается в особенностях поведения, реакциях. Первые – статики – в своих проявлениях более статичны, у них меньше движений, жестикуляции. Они более склонны к наблюдению, анализу. Вторые – динамики – более подвижны, даже сидя на месте, чаще меняют позу, жестикулируют. Они чаще замечают изменения ситуации.

Объединив теперь два вышеописанных подхода, получаем деление всего потока информации о мире на 4 большие группы:

  • с одной стороны – деление на аспекты информации об объектах и об отношениях;
  • другой – на статические и динамические.

Очевидно, что любое явление в мире можно рассматривать с одной из этих четырех позиций.

Эти группы информации в свою очередь подразделяются каждая на 2 части, в результате чего мы получаем восемь аспектов, соответствующих восьми юнговским функциям.

Третье деление: внутреннее-внешнее (форма-содержание, явное – неявное). Информация о каждом из разобранных четырех аспектов может проявляться в двух качествах:

  • как заметная «невооруженным глазом», явная, видимая, проявленная;
  • как до поры, до времени незаметная, непроявленная, хоть и объективно существующая.

То есть, к первой группе относится информация о явном, она весома, ощутима. А информацию второй группы легче скрывать, о ней можно догадываться по косвенным признакам. Назовем эти группы информационных сигналов соответственно явные и неявные.

Те стороны жизни, где превалируют логика и сенсорика, мы воспринимаем, как основательные, серьезные, весомые, конкретные. А выводы, основанные на чувствах и интуиции, часто воспринимают как субъективные, о чувствах и интуиции говорят, что это что-то эфемерное.

  • К явным аспектам относится информация о видимом, заметном внешне.
  • К неявным – информация о том, что может быть в течение длительного времени незаметно, о чем можно догадываться по косвенным признакам, что легче скрывать.

Сущность информационных признаков такова:

Получаемые извне сигналы человеческий мозг группирует и систематизирует на две группы:

К первой группе относятся все динамические, т.е. характеристики процессов. Каждым сознательным и неосознанным движением человек сообщает другим:

  1. о том, что он в настоящее время делает, и каково направление его деятельности в данный момент
  2. об эмоциональных состояниях и настроениях людей.

Эти две группы сигналов о динамике: внешней и внутренней.

Ко второй группе относятся сигналы о статических явлениях, т.е. данные о состояниях. Эта информация тоже имеет два аспекта:

  1. Каждый организм прежде всего – объект, который старается избежать столкновения с другими, потенциально опасными для него объектами. Потому приходится принимать и давать информацию о своих внешних качествах. Информация о внешних качествах организма и других объектов - это внешняя статика.
  2. Одновременно организм чувствует необходимость разбираться в собственной структуре и структурах других объектов, а тем самым понимать потенциальные возможности – свои и чужие. Эти сигналы передаются, например, цветом лица, его подвижностью. Информация о структуре–- как собственной, так и других объектов, иными словами, о потенциальных возможностях – своих и чужих – внутренняя статика.

Итак, можно сказать, что у человека есть четыре экстравертные (направленные вовне) способности приспособления к внешнему миру, которые обозначаются такими символами:,,,.

Способность собирать информацию о внешних процессах условно будем называть логикой – (черная логика - внешняя динамика тела).

Способность собирать информацию о внутренних процессах, которые происходят во внутреннем мире человека – этикой - (черная этика – внутренняя динамика тела).

Способность иметь точную информацию о форме и внешности окружающих объектов – сенсорикой – (черная сенсорика – внешняя статика тела).

Способность разбираться в структуре и потенциальных способностях – интуицией – (черная интуиция – внутренняя статика тела).

Любой вид информации обрабатывается одним из двух способов:

1. Информация об объектах и их структуре усваивается на фоне расстояния между ними – (белая логика – внешняя статика поля) и на фоне их взаимного притяжения друг к другу – (белая этика – внутренняя статика поля).

2. Информация о внешних и внутренних процессах осмысливается на фоне времени – (белая интуиция – внутренняя динамика поля) и на фоне самочувствия – (белая сенсорика внешняя динамика поля).

Итак, есть четыре пространственные способности или умения психики:

  • восприятие расстояний,
  • восприятие притяжения-отталкивания,
  • восприятие времени и
  • восприятие самочувствия в пространстве.

Это четыре интровертные (направленные внутрь) группы возможностей человека.

С учетом информационных признаков можно сформировать Структурную модель аспектов , которая отражена в таблице.

Таблица. Аспекты информационного метаболизма и их соционические функций


Обозначение

Описание соционической функции

Признаки

Материя

Черная логика
Деловая Логика
Экстравертированная логика

Описывает физическую активность, поступки (действия), деятельность одушевленных и неодушевленных объектов, внешние проявления процессов. Сюда же относятся форма процесса, перемещение объекта в пространстве и любые другие формы внешнего движения объектов, умение осознавать внешние материальные качества объектов и умение производить над ними какие-то действия.
деловая выгода, эффективность, целесообразность, технология

Восприятие окружающего мира, людей, себя через поступки, оценка их рациональности.
Способность к анализу фактов, поступков, процессов.
Умение различать логичные и нелогичные поступки, оценивать их целесообразность, оптимизировать деятельность.
Стремление к накоплению информации о фактах и закономерностях.
Умение выбрать способ противостояния внешнему воздействию
Восприятие движения и пространства.

Части или частицы (вещество) из которых состоят объекты, количество объектов и их частей.

Внешняя динамика тела
Динамика формы объектов (тел): внешние характеристики процессов, движение

Белая логика
Структурная Логика
Интровертированная логика

Показывает объективные, логические соотношения между объектами и/или их составными частями. Включает в себя определение соотношений между объектами, их место в структуре мира среди других объектов, иерархию объектов, систему как сумму установленных и установившихся соотношений, систему объективных закономерностей взаимоотношений в природе и обществе, систему отношений с разными объектами, некоторые из проявлений общественной морали и нравственности.
Умозрительная структура, система, научные теории

Способность логически мыслить устанавливать логические связи, определять соотношения, анализировать.
Восприятие мира через соотношения различных объектов друг с другом, их сравнение, выбор главного.
Способность классифицировать всевозможные объекты, систематизация окружающего мира.
Оценка любой информации по тому, насколько она укладывается в различные системы.
Восприятие пространства как системы расстояний, восприятие своего места в социуме.

Связи между объектами и их частями, структура объектов.

Внешняя статика поля
Форма поля в статике: расстояние между объектами, дистанции

Энергия

Черная этика
Этика Эмоций
Экстравертированная этика

Описывает процессы, которые происходят в объектах. К нему также относятся эмоциональные состояния, настроения, возбужденность, подавленность. Это, прежде всего - эмоции, воспринимаемые как психическая энергия человека.

Возбужденное состояние (настроение) и его внешние проявления
Существование в мире эмоций.
Восприятие и оценка окружающего мира через эмоции.
Умение различать положительные и отрицательные эмоции, их оттенки, стремление к положительным эмоциям, хорошему настроению.
Пребывание в эмоциональных состояниях, переживания радость или печать, драматизм или комизм.
Энтузиазм, впечатлительность, эмоциональный комфорт.
Восприятие звуков как характеристики различных эмоциональных состояний и интенсивности процессов.

Движение объектов и их частей, характеризуется амплитудой и частотой колебания.

Внутренняя динамика тела
Внутренняя динамика тел: характеристики внутренних процессов

Белая этика
Этика Отношений
Интровертированная этика

Это субъективное отношение между объектами, показывающее притягательность (или отталкиваемость) одного объекта или субъекта с другими объектами или субъектами, помогает в частности почувствовать отношение людей друг к другу. Сюда же относятся любовь/ненависть, определение этичности/неэтичности поступков, проявления личной морали и нравственности.

Отношения между людьми, чувства симпатии-антипатии, любви-ненависти
Существование в среде чувств, отношений, симпатий и антипатий.
Восприятие окружающего через те чувства которые оно вызывает.
Способность различать отношения и улавливать их оттенки.
Переживание различных отношений любовь-ненависть, симпатия-антипатия, расположение-неприязнь, восхищение и пр.

Разница в амплитуде и частоте колебаний объектов, их созвучность.

Внутренняя статика поля
Содержание поля в статике: поле притяжений-отталкиваний между объектами

Пространство

Черная сенсорика
Волевая Сенсорика
Экстравертированная сенсорика

Это информация о форме объекта, его совокупности свойств, проявляемых в данный момент времени, его кинетической энергии и готовности ее использовать. С ее помощью человек определяет внешние качества – очертания, форму и другие внешние характеристики поверхности, внешнюю мобилизованность, волю человека, способность и готовность ею пользоваться по отношению к себе и другим. Она помогает овладевать все новыми и новыми объектами, «завоевывать пространство». Сюда же относится также чувство эстетичности, стиля, в контексте произведения впечатления на других, т.е. направленности на другие объекты, в частности дизайн, способность организовать объекты в пространстве для создания нужного впечатления.

Позыв к активному действию, владение пространством, волевые качества

Способность концентрировать внимание на предметах, легко схватывая их внешние качества и отмечая детали.
Восприятие внешних форм, оценка эстетики объекта и наслаждение его красотой.
Умение искать и ставить цели в отношении объектов.
Манипуляция объектами, управление ими посредством силового (иногда физического) давления. Проявление агрессивности.
Ощущение власти над объектами, умение подчинить их своим целям.
Состояние мобилизованности, умение мобилизовать других людей, сила воли.
Физическая сила, активность, настойчивость и упорство в преодолении препятствий, иногда упрямство.

Объем занимаемый объектом, его протяженность и размер, пространственная принадлежность объектов.

Внешняя статика тела
Форма объекта (тела) в статике: все внешние характеристики объектов

Белая сенсорика
Сенсорика Ощущений
Интровертированная сенсорика

Информация о том, как процесс отражается на внутреннем состоянии, о «звучании» пространства внутри объекта. Описывает самочувствие человека, в том числе здоровье, воздействие на него объектов внешнего мира, их отражение в его самочувствии, ощущение гармонии, комфорта и удобства, вкусовые ощущения. Помогает установить свое ощущение внутри пространства, дает субъективное наслаждение красотой, умение различать и запоминать оттенки цвета, запаха, вкуса, определять и описывать фактуру поверхности и другие контактные свойства предметов. (Под цветом понимается свойство поверхности определенным образом отражать солнечные лучи, как одно из проявлений динамики поля).

Гармония пространственных форм, ощущение удобства, самочувствия
Существование в среде ощущений, восприятие окружающего мира через любые ощущения своего тела осязание, обоняние, вкус, самочувствие, чистоплотность.
Оценка свойств окружающих предметов через ощущения, которые от них возникают.
Способность различать качества ощущений.
Ощущение окружающего пространства, эстетическое удовольствие, физическое удовлетворение (телесные удовольствия), комфорт.

Границы, отделяющие объекты от внешнего пространства – поверхность объектов.

Внешняя динамика поля
Внешняя динамика поля: пространство и его характеристики, объемы

Время

Черная интуиция
Интуиция Возможностей
Экстравертированная интуиция

Это информация о потенциальной энергии объектов. Сюда же относятся восприятие содержания объекта и его внутренних возможностей, программа, заложенная в объекте, его внутренняя структура, любые конкретные, в том числе скрытые, способности человека, включая умение определять их наличие или отсутствие.

Способность оценить внутреннее содержание, потенциальные возможности данного объекта

Способность абстрагировать внимание от внешних проявлений предметов, схватывая их содержание и выделяя суть.
Восприятие внутренних качеств и назначения объектов.
Умение отделять перспективное от неперспективного, представлять результат.
Оценка качеств своего характера и собственных возможностей. Изучение и сравнение характеров и способностей других людей.
Способность противопоставлять и отстаивать свои идеи и взгляды.

Наличие либо отсутствие («естьность») объектов и их свойств.

Внутренняя статика тела
Содержание объекта (тела) в статике: структура, внутренние характеристики объектов, содержание

Белая интуиция
Интуиция Времени
Интровертированная интуиция

Информация обо всех происходящих событиях и их месте во времени. Это и субъективное время объекта, и объективное календарное время, и продолжительность функционирования или существования объекта, и восприятие промежутков времени между событиями, и продолжительность отдельных событий, последовательность событий и процессов, их ритм во времени, быстрота, медлительность. Сюда же относятся предсказания возникновения событий как в будущем, так и в прошлом.

Предчувствие, прогноз, способность улавливать динамику развития, поэтическая фантазия, мистическое чувство

Существование в мире представлений, образов, воспоминаний и фантазий.
Восприятие происходящего через отзвук реальных событий во внутреннем состоянии.
Оценка окружающего мира через соответствие реальных событий внутреннему состоянию по возникающим представлениям и их гармонии.
Способность проникать во внутренний мир других людей, изучение интересов и проблем, которые их занимают.
Способность различать оттенки внутренних состояний.
Ощущение ритма происходящего, темпа событий, ощущение степени созвучности поведения и взглядов окружающих, чувство заполненности своего и чужого времени.
Представление возможных ситуаций (и невозможных тоже), своего места в них, предчувствие.

Последовательность (процесс) изменения объектов.

Внутренняя динамика поля: время, временные характеристики, место в последовательности событий

Следует подчеркнуть, что все вышеописанные функции, конечно, опираются на психические процессы (поэтому мы и будем в дальнейшем продолжать называть их психическими), однако они имеют в виду, собственно, образ действий, связанный с передачей и приемом информации.

Такая трактовка юнговских функций вносит существенные коррективы в систематику Юнга. Юнговские функции можно связывать с соционическими только по признаку их общей смысловой концепции, но не буквально. Именно в этом контексте мы их здесь и сравниваем, отдавая себе каждый раз отчет в том, что Юнг не помышлял ни о «волевой сенсорике», ни о «деловой логике», ни об «этике отношений». Более того, сам механизм интроверсии-экстраверсии понимается в соционике скорее информативно, нежели психологически, и с идеями К. Юнга далеко не во всем согласуется.

Неявная статика отношений: информация о притяжении - отталкивании

Иррациональные

Интуиция

Экстравертная

Интуиция возможностей

Неявная статика объектов: информация о содержании, способностях

Интровертная

Интуиция времени

Неявная динамика отношений: информация о развитии, временных соотношениях

Сенсорика

Экстравертная

Волевая сенсорика

Явная статика объектов: информация о внешнем виде, о силе

Интровертная

Сенсорика ощущений

Явная динамика отношений: информация о состоянии, самочувствии

Аспекты и функции

Рациональные

Иррациональные

Экстравертные

Интровертные

Для понятийного введения информационных аспектов необходимо рассмотреть сперва понятие информации. Упорядочить взгляды на понимание информации, аспектов информационного потока (ИП) можно с помощью признаков сенсорика/интуиция , экстратимность/интротимность , рациональность/иррациональность , этика/логика .

Первое, что нужно сделать, – это ответить на вопрос, что такое информация . Можно говорить о понятии информации вообще и вспоминать более сотни её определений в разных науках. Можно попытаться найти соционическое частнонаучное если не определение, то, по крайней мере, – понимание.

Информация рассматривается в соционике как одна из базовых категорий и определенным образом вводится понятийно.

Одним из наиболее удачных определений представляется вариант Л.Куриньяля : “…информация – это сочетание носителя с семантикой; семантика – психический эффект информации; носитель – физическое явление, связанное с семантикой”. Большинство определений понятия информация содержат указание на то, что она для кого-то и о чём-то .

Здесь сразу же видны философские категории субъект/объект и идеальное/материальное. Материя, как известно, определяется как объективная реальность, данная нам в ощущения и не зависящая от нашего знания о ней. То есть, материальное при таком подходе однозначно объединяется с объективным , а оставшееся объединение идеального с субъективным приводит к появлению теории психического отражения, ставшей основой для построения общей психологии.

Можно было бы сказать в связи с этим, что объективное материальное отражается субъективно как идеальное, и этот переход из одного в другое связать с пониманием информации. Проще говоря, вещи отражаются в идеях.

Однако же по-настоящему диалектический подход должен включать и обратное “движение” – вещи порождаются идеями. Получаем два крайне противоположных взгляда, которые дают также и два более смягченных варианта. Это хорошо описывается Юнговским признаком сенсорика/интуиция .

Крайне сенсорный взгляд . Происходящий в определённых пространственно-временных пределах комплекс движения материи понятийно рассматривается как событие , которое каким-то образом воздействует на окружающее. То, что способно испытать какое-либо влияние со стороны события, назовем регистратором , а такое влияние рассмотрим как информационное воздействие . Причём это воздействие шире, чем “устраняющее неопределённость” регистратора – имеет смысл говорить о нём в том случае, когда найдется хотя бы один параметр регистратора, изменившийся в результате воздействия.


В таком смысле информационные воздействия происходят и в материальном мире: камень изменяет свой параметр – температуру – под действием падающих на него солнечных лучей. Если же говорить о мире людей, то в психическом отражении имеет смысл говорить как минимум об ощущениях – то есть регистрации внешних воздействий здесь и сейчас. Событие воздействует на регистратор посредством всё той же материи – вещества или поля, но информацией является только то, что изменяет параметр регистратора.

В примере с камнем – это амплитуда и длина волны солнечных лучей. В этом взгляде информация меньше всего отличается от материи, представляя собой вполне физическое её свойство.

Сенсорно-интуитивный взгляд . Событие не только происходит здесь и сейчас, но и оставляет за собой определённый след, имеющий также материальный носитель, по которому его можно потом воссоздать. В теории психического отражения в связи с этим имеет смысл говорить о представлениях восприятия и памяти. Это первый шаг в отходе от собственно события, наблюдаемого непосредственно. Информация связывается здесь уже не только с сигналом о событии, но и с его следом – запечатлённым в материи или же в психике как образ.

Интуитивно-сенсорный взгляд . Он основывается уже на свойстве человеческого сознания, одним из главных свойств которого объявляется “опережающий характер отражения”, а также и в способности человека действовать по предварительному замыслу. То есть вещь предваряется идеей, замыслом, что в общей психологии описывается понятием “воображение”. Информация как свойство материи, её “организованность” уже порождается, а не воспринимается. А сам информационный процесс буквально – “оформление” материи, модулирование вещества или поля.

Крайне интуитивный взгляд . Есть первичная и всеобъемлющая идея о любых, всех, возможных событиях. Информация связывается с тем, что может произойти в принципе, с потенциальной возможностью событий, поэтому любая вещь рассматривается как воплощение идеи. Размышления об этой стороне информации выводят на вселенские или микромасштабы. Бог-создатель в религии, вероятностные законы и физический вакуум в естествознании помогают объяснить это с разных мировоззренческих сторон.

Для удобства получения резюме сказанного, сведём результат размышлений в таблицу (табл. 5.1).

Первый столбец – соотношение сенсорности/интуитивности во взгляде на материальное/идеальное в мире. Второй – понимание информации в связи с определённым взглядом.

Таблица 5.1.

Понимание информации с точки зрения признака сенсорика/интуиция

Перечисленные компоненты (факторы) - технические, программные средства, информация и человеческий фактор - в значительной степени взаимозаменяемы при решении задач. Это означает, что в широких пределах некоторый эффект может быть получен, а некоторая задача - решена как в рамках электронных схем, так и посредством программ или информационных ресурсов (а также естественно-интеллектуальными усилиями человека).

Предположим, необходимо извлечь квадратный корень из некоторого числа, тогда:

  • электронное решение - собрать нелинейный усилитель, в котором диод или транзистор используют начальную часть вольт-амперной характеристики, которая близка к параболе;
  • алгоритмический подход - написать программу, реализующую алгоритм Герона извлечения корня;
  • информационный подход - построить таблицу величин X, Y, в которой Y= √x.

Аналогично могут быть рассмотрены такие примеры, как перемножение двух переменных, построение случайной последовательности чисел и тому подобное.

Заметим, что чисто аппаратурное решение задач положено в основу так называемых аналоговых вычислительных машин (АВМ), в настоящее время практически забытых. В 1949-1950 годах были созданы первые АВМ, называемые интеграторами постоянного тока: ИПТ-1-ИПТ-5. Они предназначались для решения линейных дифференциальных уравнений с постоянными и переменными коэффициентами и широко применялись для имитационного моделирования сложных динамических систем.

Здесь же надо отметить, что техническое, программное и информационное обеспечение как бы образуют различные слои обработки информации взаимодействие между которыми должно быть сбалансировано в том смысле, что не должно быть чрезмерно «толстых» или «тонких» слоев.

Содержательный или информационный аспект

Здесь мы сталкиваемся с трактовкой и связью таких понятий, как адрес, имя, содержание. (Заметим, что в повседневной жизни люди стремятся установить взаимосвязь «имя - адрес - содержание». Иногда это удается (например, профессия - кузнец; фамилия - Кузнецов; адрес - город Москва, улица: Кузнецкий мост), но чаще - нет (например, профессия - преподаватель, фамилия - Попов, адрес - город Москва, ул. В. Лациса…).

Электронно-аппаратурный уровень

Электронно-аппаратурный уровень (этап) ассоциируется с понятием адреса (номера позиции) данных или устройств (элементов) ЭВМ. Машинные команды оперируют в терминах адресов оперативной памяти, все внешние устройства ЭВМ имеют машинные номера (адреса). На начальном этапе развития систем программирования существовало такое понятие, как программирование в машинных адресах (или машинных кодах), при этом управление как процессами вычислений, так и пересылкой информации между оперативной и внешней памятью осуществляется путем обращения к соответствующим абсолютным адресам памяти.

Программа при этом является просто совокупностью машинных слов и задается своими начальным и конечным адресами в памяти. Например, программист должен был описать процедуру выборки данных с магнитной ленты примерно следующими командами: «на лентопротяжном механизме № 4 перемотать ленту, пропустив 11 блоков, начиная с этого места записать 3 блока информации с магнитной ленты в оперативную память, начиная с адреса 234 561» и тому подобное. Подобные манипуляции соответствуют программированию в машинных адресах.

Программный этап

Программный этап или уровень приводит к понятию имени данного, устройства, программы и прочее. Языки программирования (системы программирования) используют символические обозначения (имена, идентификаторы) для данных (чисел, строк, структур) и элементов программ (блоков, функций, процедур). Операционные системы (ОС) оперируют именами файлов, томов, устройств, реализуя управление данными, избавляют пользователя от работы с адресами, заменяя ее на работу с именами данных. Типичная команда операционной системы (например, DOS) не содержит каких-либо машинных адресов:

сору c:gamescomic.doc рrn.

Информационный этап

Информационный этап , или уровень, приводит к определению и использованию содержания (значения) данного. Пользователей информационных систем не волнует машинный адрес хранения информации или имя файла, их интересует содержание. Связи адреса и содержания реализуются на уровне прикладных программ, именуемых СУБД (системы управления базами данных) и АИПС (автоматизированные информационно-поисковые системы).

В свою очередь, установление таких связей может быть осуществлено как программно (вычисление адреса по содержанию, или рандомизация, хэширование) так и информационно , с помощью дополнительных файлов, указательных таблиц (индексов, инверсных списков и прочее - индексирование). Первый тип использовался в ранних СУБД и широкого распространения тогда не получил. Существенное удешевление накопителей информации привело к тому, что в последнее время преимущественно используется второй тип связей «содержание-адрес». Попытки реализовать эти связи аппаратно (ассоциативная память, Data Base Machine и прочее.), еще не получили широкого коммерческого распространения. В то же время достигнуты определенные обнадеживающие результаты на пути комбинирования этих двух подходов - индексирования и рандомизации .

Существенно также, что в этот период появились языки программирования информационных систем (в которых основное внимание уделяется описанию данных сложной структуры, а не описанию вычислений и алгоритмов).