Введение в дисциплину «Основы информатики и вычислительной техники. Основы информатики и вычислительной техники Смотреть что такое "основы информатики и вычислительной техники" в других словарях

Предмет и состав дисциплины.

Продолжительность 2 часа.

Цель данной темы - развитие научного мировоззрения слушателей, их ознакомление с сущностью информатизации. Материал темы - теоретический, практические занятия не предусмотрены.

Теоретический материал:

1. Предмет и состав дисциплины.

2. Понятие информатизации, ее роль в развитии общества.

3. История развития вычислительной техники.

4. Классификация и развитие вычислительной техники.

5. Значение ПК в области экономики.

Предмет и состав дисциплины.

В качестве предмета нашей дисциплины выступает - системы средств автоматизации обработки и использования экономической информации. В состав дисциплины входит: рассмотрение основных принципов организации, переработки и хранения информации, ее представление в компьютерах, обзор современной вычислительной техники, операционных систем, компьютерных сетей и т.д.

Понятие информатизации, ее роль в развитии общества.

Информатизацией общества можно назвать организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, организаций, объединений, органов гос. власти, и т. д. на основе формирования и использования соответствующих информационных ресурсов.

Причиной вызывающей этот процесс является информационный кризис (взрыв) в обществе, который имеет следующие проявления:

* Появляются противоречия между возможностями человека по восприятию и переработке информации и ее растущим объемом.

* Большое количество лишней информации, мешающей восприятию полезной.

* Возникновение социально-экономических, политических барьеров препятствующих свободному распространению информации.

История развития вычислительной техники.

Попытки автоматизировать вычислительные процессы предпринимались на всех этапах развития человеческой цивилизации.

VI в. до н. э. - Пифагор ввел понятие числа как основу всего сущего на земле.

V в. до н. э. - остров Саламин - первый прибор для счета "абак".

IV в. до н. э. - Аристотель разработал дидуктивную логику.

III в. до н. э. - Диофант Александрийский написал "Арифметику" в 13 книгах.

IX в. - Аль-Хорезми обобщил достижение арабской математики и ввел понятие алгебры.

XV в. - Леонардо да Винчи разработал проект счетной машины для выполнения действий над 12- разрядными числами.

XVI в. - изобретены русские счеты с 10-чной системой счисления.

XVII в. - Англия - логарифмические линнейки.

1642 г. - Паскаль разработал модель вычислительной машины для выполнения арифметических действий (построена в 1845 г. и имела название "Паскалево колесо").

1801-1804 гг. - Жаккар использовал перфокарты для управления ткацким станком.

1820 г. - Карл Томас изобрел арифмометр.

1823 г. - Чарлз Бэбидж разработал проект вычислительной машины из 3 частей (программно управляемая машина):

Склад (хранение чисел)

Фабрика (выполнение операций над числами)

Устройство управления с помощью перфокарт

1826 г. - введено понятие о полупроводниках.

1834 г. - впервые использован термин кибернетика для обозначения макета управления государством.

XIX в. 30-40 гг. - Морзе изобрел систему кодирования информации.

1864 г. - Максвелл - теория электромагнитного поля.

1885 г. - Берроуз разработал машину, печатающую исходные данные и результат.

1886 г. - Холлерн (США) изобрел табулятор на перфокартах (начало существования фирмы IBM).

1928 г. - теория фон Неймана.

1929 г. - Волков изобрел цветное телевидение.

1931 г. - использование в вычислительных машинах двоичной системы счисления.

1940 г. - Нейман создает первый компьютер "MANIAC".

1945 г.- Нейман изобрел машину где числа и программы хранились в памяти.

1946 г. - первая ЭВМ в США (сложение за 0,2 с.).

1948 г. - изобретение транзистора.

1951 г. - изобретена в СССР МЭСМ.

1952-1953 гг. - изобретена в СССР БЭСМ.

1952 г. - Англия - Даммер выдвинул идею интегральных схем.

1953 г. - операторный метод программирования. Разработаны и изготовлены ЭВМ "УРАЛ", "МИНСК", "КИЕВ".

1957 г. - разработаны языки "Фортран" и "Алгол".

1960 г. - язики "Кобол", "Лого".

1970 г. - язык "Паскаль".

1971 г. - выпущен первый микропроцессор (США).

1976 г. - изготовлен синтезатор речи для ЭВМ.

1981 г. - первый персональный компьютер фирмы IBM, проект ЭВМ пятого поколения в Японии.

1981-87 г. - IBM PC XT; PC AT.

1993 г. - первый процессор класса Pentium.

Классификация и развитие вычислительной техники.

ЭВМ - это электронное устройство, способное автоматически принимать перерабатывать, хранить, накапливать, обновлять и выдавать информацию.

Первой электронной вычислительной машиной принято считать машину ENIAC (США, 1946 г.) Первой вычислительной машиной в СССР была МЭСМ, построенная под руководством академика Лебедева в 1951 г.

Первой серийно выпускавшейся ЭВМ в США стала IBM - 701(1951 г.), в СССР ЭВМ БЭСМ - 1 (1952 г.)

Развитие вычислительной техники обычно принято привязывать к изменению элементной базы, на которой она строится, в связи с этим можно выделить несколько поколений ЭВМ:

1. Поколение начало 50-х годов. Элементная база - электронные лампы. Техника этого поколения характеризовалась низкой надежностью, большими габаритами, высоким энергопотреблением, программированием в кодах.

2. Поколение конец 50-х начало 60-х. Элементная база - полупроводники. Повысилась надежность работы, уменьшилось энергопотребление были разработаны первые алгоритмические языки.

3. Поколение 60-е первая половина 70-х годов. Элементная база первые интегральные микросхемы, многослойный печатный монтаж. Резкое уменьшение габаритов вычислительной техники, дальнейшее повышение надежности, быстродействия. ЭВМ применяются в промышленных масштабах, организован доступ с удаленных терминалов.

4. Поколение конец 70-х начало 80-х годов. Элементная база - микропроцессоры, большие и сверх большие интегральные микросхемы. Дальнейшее уменьшение размеров, повышение быстродействия ЭВМ их надежности. Начало выпуска персональных компьютеров.

5. Поколение наши дни. Ведутся исследования в области оптоэлектроники и построению на ее базе ЭВМ, разрабатываются новые поколения интеллектуальных систем, развивается концепция сетевых вычислений.

По своим параметрам вычислительную технику принято разделять на:

* СуперЭВМ: производительность - 1000-100000 MIPS, оперативная память - 2000-10000 Мб, разрядность 128 бит.

* Большие ЭВМ: производительность - 2000-10000 MIPS, оперативная память - 256-10000 Мб, разрядность 32-64 бит.

* Мини ЭВМ: производительность - 1-100 MIPS, оперативная память - 16-512 Мб, разрядность 16-64 бит.

* Микро ЭВМ: производительность - 1-100 MIPS, оперативная память - 4-256 Мб, разрядность 16-64 бит.

MIPS - миллион операций в секунду над числами с фиксированной запятой.

В начале 80-х годов начался период массового использования ПК. Главная их особенность - ориентация на постоянное обучение пользователя и надежную защиту ПК от ошибочных действий.

ПК - называется диалоговая система индивидуального пользования, реализуемая на базе микропроцессорных средств, малогабаритных внешних запоминающих устройств и устройств регистрации данных, обеспечивающая доступ ко всем ресурсам ЭВМ посредством развитой системы программирования на базе языков высокого уровня.

Согласно спецификации PC99 персональные компьютеры разделены на пять подвидов.

1. Потребительские - процессор 300 МГц, ОЗУ 32 Мб.

2. Деловые ПК, бизнес ПК - процессор 300 МГц один или несколько, ОЗУ 32-64 Мб.

3. Развлекательные - процессор 300 МГц один или несколько, ОЗУ 64 Мб.

4. Рабочие станции - процессор 400-450 МГц один или несколько, ОЗУ 128 Мб контроль ошибок.

5. Мобильные ПК - процессор 233 МГц, ОЗУ 32 Мб.

Основы информатики.

Продолжительность 2 часа.

Цель данной темы - дать основные определения информации, способов и методов ее классификации и кодирования. Материал темы теоретический практические занятия не предусмотрены.

Теоретический материал:

1. Составные части информатики.

2. Общее понятие информации, экономическая информация.

Дистанционное образование

А.И. , Л.И.Крошинская, О.Л.Сапун

ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ

И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

Введение в дисциплину

Минск

2004

БЕЛОРУССКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ

Дистанционное образование

А.И.Бородина, Л.И Крошинская, О.Л.Сапун

ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ

И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

Введение в дисциплину

«Основы информатики и вычислительной техники»

Минск

НО ООО « -С»

2004

«ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  1. Предмет и содержание дисциплины.
  2. Основные понятия информатики: информация, данные, знания. Экономическая информация и её особенности.

    2.1. Понятие «информация».

    2.2. Экономическая информация.

    2.3 Особенности экономической информации.

    2.4. Требования, предъявляемые к экономической информации.

  3. Информатизация и компьютеризация общества.
  4. Правовые аспекты информатизации в Беларуси.

    Литература.

    Глоссарий.

    Тесты.

    Тренинг умений.

    КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ

    Даётся содержание дисциплины и её исторические корни. Рассматриваются различные подходы к определению понятия «информация». Приводится разъяснение информатизации и компьютеризации общества. Акцентируется внимание на правовых аспектах информатизации в Беларуси.

  5. Предмет и содержание Дисциплины

    Как наука возникла во второй половине ХХ века вместе с появлением первых ЭВМ. Первоначально она занималась изучением потоков только научно-технической информации и методов ее сбора, анализа, обобщения и распространения среди специалистов. В энциклопедическом словаре дано следующее определение инфоматики: «Информатика
    – это отрасль науки, изучающая структуру и общие свойства научной информации, а также вопросы, связанные с ее сбором, хранением, поиском, переработкой, преобразованием, распространением и использованием в различных сферах деятельности » (БСЭ. М., 1972. Т.Х).

    В настоящее время информатика изучает методы представления, передачи и обработки информации в любых информационных системах. определенным объектом связано с необходимостью получения информации о его состоянии, анализа поступившей информации, принятия решений и оперативной выдачи команд на . Успех в развитии на современном этапе зависит от службы информации. По этому в настоящее время более приемлемым можно считать определение информатики, данное А.П.Ершовым, одним из основоположников этой области науки: информатика это наука, изучающая законы и методы накопления, передачи и обработки информации с помощью ЭВМ, а также это область человеческой деятельности, связанная с применением ЭВМ.

    Каковы же истоки, исторические корни и содержание информатики? Возникновение информатики обусловлено рядом обстоятельств. Оно имеет социальные предпосылки и свою предысторию. Предыстория информатики такая же древняя, как история развития человеческого общества. Предысторию характеризуют основные вехи обработки и хранения информации. Источником информации прежде всего являются природные объекты: планеты, звезды, животные, растения, люди. По мере развития техники источниками информации стали аппараты, машины, технологические процессы, научные эксперименты.

    Начальный этап хранения и обработки информации связан с естественными физиологическими возможностями первобытного человека, его умением фиксировать информацию в виде знаков и передавать ее с помощью жестов и нечленораздельной речи. По мере усложнения производства, общественных отношений и развития сознания появляются членораздельная речь и язык как средство передачи информации. Далее возникают письменность, понятие числа, счет. Счет вначале на пальцах, затем на камешках и сливовых косточках. Затем появляются счеты и другие приборы, облегчающие счет; печатный станок, регистрирующий информацию; телеграф и телефонная связь, радио, телевидение и другие средства передачи информации, а также вычислительные машины для ее обработки. Это арифмометры – в механический период, ЭВМ – в электронный. Таким образом, информация и различные
    средства для ее обработки это фундамент информатики как науки . Как всякая прикладная наука, информатика в большой степени зависит от инженерно-технических возможностей своего времени, и её развитие идет параллельно с развитием техники связи, техники автоматического регулирования и управления (механического, электрического, электронного), а также техники запоминающих устройств.

    Однако уже в давние времена на помощь человеку при обработке информации приходила математика : на начальном этапе счёта появились системы счисления. А в настоящее время мы имеем арсенал математических методов для обработки информации.

    Но любой математический метод определяет, что надо делать с информацией, но не указывает, в какой последовательности надо выполнить все действия при её обработке согласно данному методу. И жизнь приводит человеческую мысль к понятию алгоритма , который определяет действия по обработке информации и последовательность их выполнения. Это направление развивается, и в настоящее время мы имеем науку под названием «Теория алгоритмов», которая также является составной частью информатики.

    Появление электронных вычислительных машин привело научную мысль к тому, что процесс выполнения алгоритмов можно поручить машине, записав его на языке, понятном вычислительной машине. Так в информатику вошли программирование и программы . Отсюда и возникло определение информатики, данное А.А. Дородницыным и А.А. Самарским: информатика – это триединство «модель – алгоритм – программа», где модель – это система, которая отображает или воспроизводит объект так, что исследование модели дает нам новую информацию об объекте. Возможность создания систем, подобных друг другу, обусловлена материальным единством процессов, протекающих в системах с различной физической природой. Формально такое подобие выражается в тождественности многих математических зависимостей, используемых в различных областях науки.

    В целом можно считать, что информатика – это единство пяти компонентов: информации, математических методов, алгоритмов, вычислительной техники, программ и программирования . Именно на этих пяти «китах» сформировалась и держится информатика как наука (рис.1).

    ИНФОРМАТИКА

    Информация

    Математические методы

    Алгоритмы

    Вычислительная техника

    Программы

    Рис.1. Исторические корни и содержание информатики

    Таким образом, под информатикой понимается комплексная дисциплина, изучающая все аспекты разработки, проектирования, создания, оценки функционирования автоматизированных систем обработки информации, их применение и воздействие на различные области человеческой деятельности.

    В последние годы из информатики стали выделять экономическую информатику. Экономическая информатика изучает структуру и свойства экономической информации, а также методы ее переработки при помощи вычислительной техники. Среди задач экономической информатики в настоящее время особого внимания заслуживает: обеспечение массовости внедрения вычислительной техники и повсеместная автоматизация рабочих мест специалистов различных профессий и разного квалификационного уровня от ученого-исследователя до рабочего, кладовщика, продавца магазина. Реализация этой задачи осуществляется на основе массового производства и внедрения автоматизированных рабочих мест (АРМ), созданных на базе персональных ЭВМ.

    Вопросы для самоконтроля

  6. Что такое информатика?

    Что является предметом дисциплины информатика?

    Каково содержание дисциплины информатика?

    Каковы исторические корни информатики?

    Что такое экономическая информатика?

    2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАТИКИ:

    ИНФОРМАЦИЯ, ДАННЫЕ, ЗНАНИЯ.

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ

    2.1. Понятие «информация»

    ХХ век стал веком информации. К концу его объём знаний человечества увеличился вдвое, а поток информации более чем в 30 раз. Информация становится главной ценностью земной цивилизации. В технически развитых странах формируются информационные ресурсы. Постепенно происходит переход от индустриальной экономики к экономике, основанной на информации.

    Информация (от латинского information – разъяснение, изложение, осведомление о каком-либо факте или событии) – это сведения, представления, сообщения . Каждая буква, слово, вещь, ветер или солнце несут свою информацию. Например, читая газету, мы узнаём новости; решая задачу, применяем формулу и находим ответ. Общепринятого определения понятия информации пока нет. Одни учёные определяют информацию через различные свойства материи, другие выделяют её содержательный аспект, третьи – целостный (прагматический) аспект. В последнее время информацию чаще относят к разделу общенаучных понятий, так как она выходит за рамки какой-либо одной отрасли знаний и пользуется многими науками. Поэтому под информацией понимают совокупность фактов, явлений, событий, представляющих интерес и подлежащих регистрации и обработке. Это понятие объединяет двух партнёров: источник и приёмник (потребитель) информации. В роли каждого из них может выступать объект науки и техники, общества и природы, животные и люди. Именно при их взаимодействии рождается информация.

    Процесс осмысления понятия «информация» в жизни и деятельности человека продолжается. В настоящее время имеется несколько взглядов на понятие «информация».

    С точки зрения философии
    информация – это философская категория, представляющая собой отражение объективного мира, его причинных и следственных связей. Из философской трактовки информации вытекает универсальность информационного подхода. Информация существует в виде сообщений, речи, текста, таблиц, графиков.

    Ценность информации люди понимали с давних времён. Поэтому естественно возникало желание копить информацию, сохранять её и как-то упорядочивать, чтобы облегчать доступ к ней и иметь возможность пользоваться всей или необходимой её частью через определённое время. Среди традиционных способов упорядоченного хранения нужных сведений можно назвать записную книжку, словарь, любую картотеку, библиотечный каталог.

    В теории информации под термином информация понимается такое сообщение, которое содержит факты, неизвестные ранее потребителю и дополняющие его представление об изучаемом и анализируемом объекте (процессе, явлении). В этом случае информация
    – это сведения, которые должны снять в той или иной степени существующую у их потребителя неопределённость, расширить его понимание объекта полезными (для потребителя) сведениями. Как считает американский ученый, инженер и математик К.Э.Шеннон, информация
    – это снятая неопределённость.

    В теории информации информация это мера устранения неопределённости состояния системы, мера её упорядочения. Информация противопоставляется понятию «энтропии», которое представляет собой меру неопределённости системы. То есть с точки зрения теории информации, простая совокупность сведений не представляет собой информацию. Информацией могут быть лишь те сведения, которые позволяют устранить меру неопределённости в системе. И лишь получатель этих сведений может установить, представляют ли они собой информацию.

    Количество информации в том или ином случае зависит от вероятности её получения: чем более вероятным является сообщение, тем меньше информации содержится в нём. Этот подход хоть и не учитывает смысловую сторону информации, оказался весьма полезным в технике связи и вычислительной технике. Он послужил основой для измерения информации и оптимального кодирования сообщений. Кроме того, он удобен для иллюстрации такого важного свойства информации, как новизна, неожиданность сообщений. При таком понимании, информация – это
    результат выбора из набора возможных альтернатив.
    На базе идей К.Э. Шеннона, первоначально относящихся к технике связи, возникли приложения теории информации к задачам радиолокации, управления, биологии, медицины, планирования эксперимента и т.д., сформировалось новое направление – прикладная теория информации.

    В теории информации используются термины «информация» и «данные». Под данными
    понимают сведения о состоянии любого объекта. Данными являются, например, статистические показатели работы предприятий, анкетные сведения о человеке. Работники сферы управления в процессе своего труда оперируют с различными данными (числами, словами), занимаются их сбором и обработкой. Данные
    – это факты, понятия и команды, представленные в виде, удобном для передачи, интерпретации и обработки. Обработка данных
    – это некоторая систематизированная последовательность операций, приводящая данные к виду, удобному для получения из них информации.

    Данные могут быть охарактеризованы циклом жизни, включающим хранение (на материальном носителе), преобразование (в некоторую более удобную для последующей обработки форму), передачу (от источника к потребителю), непосредственную обработку (сортировку, синтез и т.п.), использование (для принятия решений), оценку (на предмет нужности, актуальности и пр.), уничтожение (в случае устаревания).

    Для различных задач данные могут выглядеть по-разному. Для задач математического характера, например, это коэффициенты системы уравнений (исходные данные для программы) и найденные значения неизвестных (выходные данные после выполнения программы). Для задач управления станками или ракетами ими могут быть сведения о координатах и скоростях некоторых точек объектов (исходные данные) и рассчитанные величины ряда управляющих воздействий (выходные данные). Для задач информационно-справочного обслуживания в качестве исходных данных могут быть запросы в форме текста естественного языка, а в качестве выходных данных – справки, таблицы и т.п. В этом случае информацией называют значение, вкладываемое человеком в данные на основе заранее установленных соглашений. Так, дым костра на башне крепостной стены в средние века мог сообщать о том, что город окружен врагами. Число костров могло содержать информацию о численности напавших войск. В повседневной практике данными принято называть информацию, представленную в удобном для обработки виде, а проверенный практикой результат познания действительности, её верное отражение в сознании человека называют знаниями . Знания рассматривают как констатацию фактов и их описание. Научное знание заключается в понимании действительности в её прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее, а на основе этого осуществляет предвидение. В системах обработки данных под знаниями понимают сложноорганизованные данные, содержащие одновременно как фактографическую
    (регистрация некоторого факта), так и семантическую
    (смысловое описание зарегистрированного факта) информацию, которая может потребоваться пользователю при работе с данными.
    В теории и практике систем машинной обработки понятия «информация» и «данные» иногда отождествляются.

    Известен также технологический (прикладной) подход к понятию информации. В этом случае при любой обработке сведения на входе процедуры обработки не являются ещё информацией, таковой являются лишь сведения, получаемые на выходе процедуры (при условии, что в результате обработки достигается поставленная цель). Здесь сведения на входе процедуры обработки играют роль информационного «сырья», а на выходе – роль «готовой продукции». Сущность обработки состоит в том, что из «сырого информационного ресурса» производится извлечение нужных получателю сведений – информации. Очевидно, чтобы информация могла быть извлечена, она должна потенциально содержаться в сырье.

    Выделяют и иные концепции определения информации, каждая из которых по-своему объясняет её сущность.

    Концепция, которая рассматривает информацию как свойство (атрибут) материи. Её появление связано с развитием кибернетики и основано на утверждении, что информацию содержат любые сообщения, воспринимаемые человеком или приборами. Наиболее образно эта концепция информации выражена академиком В. М. Глушковым. Он писал, что «информацию
    несут не только испещренные буквами листы книги или человеческая речь, но и солнечный свет, складки горного хребта, шум водопада, шелест травы». Иными словами, информация как свойство материи создаёт представление о её природе и структуре, упорядоченности, разнообразии и т.д. Она может существовать вечно, её можно накапливать, хранить, перерабатывать.

    Концепция, которая основана на логико-семантическом подходе (семантика – изучение текста с точки зрения смысла), при котором информация трактуется как знание. Причём не любое знание, а та его часть, которая используется для активного действия, для управления и самоуправления. Иными словами, информация – это действующая, полезная, «работающая» часть знаний. Представитель этой концепции В. Г. Афанасьев, развивая логико-семантический подход, даёт определение социальной информации: «Информация, циркулирующая в обществе, используемая в управлении социальными процессами, является социальной информацией. Она представляет собой знания, сообщения, сведения о социальной форме движения материи и обо всех других формах в той мере, в какой она используется обществом…» Социальная информация – многоуровневое знание. Она характеризует: общественные процессы, экономические, политические, социальные, демографические, культурно-духовные и т.д. В самом общем смысле под социальной информацией понимают знания, сообщения, сведения о социальной форме движения материи и обо всех других её формах в той мере, в какой они используются обществом. Другими словами, информация
    есть содержание логического мышления, которое, воспринимаясь с помощью слышимого или видимого слова, может быть использована людьми в их деятельности.

    Существование множества определений информации обусловлено сложностью, специфичностью и многообразием подходов к толкованию сущности этого понятия. Рассмотренные подходы в определённой мере дополняют друг друга, освещают различные стороны сущности информации и облегчают тем самым систематизацию её основных свойств. Из множества определений информации, на наш взгляд, обобщающим может быть следующее: информация – это сведения, снимающие неопределённость представлений об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования. Сведения
    – это знания, выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т.д.

    Информация
    это единственный неубывающий ресурс жизнеобеспечения, более того, её объём с течением времени возрастает. В 70-е гг. ХХ в. объём информации удваивался каждые 5-7 лет, а в 90-е – ежегодно. Такой лавинообразный поток серьёзно затрудняет её обработку. В потоке информации всё труднее ориентироваться. Порой выгоднее создавать новый интеллектуальный продукт, чем искать аналоги, созданные прежде. Вот почему сегодня информация стала товаром первой необходимости, а расхожей стала истина: кто владеет информацией, тот владеет миром. В отличие от торговли обычными товарами, на рынке информационных продуктов в качестве объекта продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, ноу-хау и прочие виды информационных ресурсов.

    Объём информации – не единственный «информационный барьер» на пути человека. К числу наиболее значимых из них относят также:

    коммуникативный, т.е. искажение, а часто и потери информации при её переработке;

    межъязыковой и внутриязыковой, т.е. представление информации на различных национальных языках, несогласованность терминологии;

    географический, т.е. отдалённость получателей и потребителей друг от друга;

    ведомственный, т.е. задержка, а порой и сокрытие информации различными организациями;

    рассеяние информации, т.е. публикацию материалов в непрофильных для исследуемой отрасли знаний журналах, сборниках.

В зависимости от области знаний различают научную, техническую, производственную, правовую и другую информацию. Каждый из видов информации имеет свою особую смысловую нагрузку и ценность, требования к точности и достоверности, технологии обработки, формы представления и носители (бумажные, магнитные и др.).

Любая информация обычно тщательно изучается при создании систем автоматической обработки в процессе её синтаксического, семантического и прагматического анализа.

Синтаксический анализ устанавливает основные параметры информационных потоков, включает необходимые количественные характеристики, для выбора технических средств сбора, регистрации, переработки, накопления и хранения информации.

Семантический анализ позволяет изучить информацию с точки зрения смыслового содержания её отдельных элементов, находить способы языкового соответствия при однозначном распознавании вводимых в систему сообщений.

Прагматический анализ проводится с целью определения полезности информации, используемой для управления, выявления практической значимости сообщений, применяемых для выработки управленческих воздействий.

2.2. Экономическая информация

Экономическая информация отражает акты производственно-хозяйственной деятельности с помощью системы натуральных и стоимостных показателей.
Во всех случаях при этом используются количественные величины, цифровые значения, т.е. экономическая
информация – это информация, используемая при осуществлении функций управления народным хозяйством и его отдельными звеньями. Экономическая информация отражает состояние производственно-хозяйственной и финансовой деятельности объектов управления: народного хозяйства, отраслей, предприятий, цехов и т.д. или показывает, каким должно быть это состояние. Однако экономическая информация не только воспроизводит состояние и направление развития хозяйства, но и выявляет механизм взаимосвязей между звеньями народного хозяйства и его отдельными объектами. Таким образом, экономическая информацияэто совокупность сведений, используемых для планирования, учёта, контроля, регулирования при управлении народным хозяйством.

Экономическая информация циркулирует как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере, характеризуя деятельность тех или иных учреждений и отраслей этой сферы, являясь важным инструментом управления экономикой. Она используется и общественными органами. В наше время экономическая информация выдвинулась в ряд важнейших ресурсов, социально-экономического развития. Информационное воздействие в экономике выступает как «мозговое усилие», заменяющее «силовые» затраты – излишний расход трудовых, сырьевых, энергетических и других ресурсов. Информационная сеть – это своего рода нервная система, пронизывающая материально-вещественные и энергетические потоки. И если она не продумана организационно и не подкреплена технически, нельзя обеспечить управление техническим прогрессом. Совершенствуя хозяйственный механизм, неизбежно приходится решать проблемы информационных технологий.


2.3. Особенности экономической информации

Среди классов задач, решаемых на ЭВМ, выделяются два больших и существенно различных класса. Первый – это задачи научно-технического характера, к которым примыкают и задачи инженерных расчётов: решение уравнений и систем уравнений, расчёт инженерных конструкций, технологических процессов и др. Второй класс – это задачи обработки данных или, как их ещё называют, задачи обработки экономической информации. Внедрение ЭВМ началось с класса научно-технических задач, однако в настоящее время удельный вес машинного времени, используемого для задач обработки данных, намного превышает таковой для научно-технических расчётов. Более того, наблюдается тенденция расширения класса задач обработки экономической информации.

Словосочетание «экономическая информация» вошло в обиход в 60-х гг. ХХ в. с внедрением средств вычислительной техники в сферу управления народным хозяйством. Её исследование позволило выявить ряд особенностей, влияющих на организацию её автоматизированной обработки.

    При решении задач обработки данных форма входных и выходных документов обычно предварительно определена и требуется организовать вывод данных, строго следуя этой форме. Вводимые данные обычно представляют собой уже существующие документы, и необходимо приспосабливаться под их форму. При решении же научно-технических задач чаще форма подстраивается под нужды программы. Экономическая информация специфична по форме представления. Она отражается на материальных носителях в виде первичных и сводных документов. Результаты обработки представляются в виде таблиц, диаграмм, графиков и текстовых документов. Основным местом хранения файлов при решении задачи является внешняя память на магнитных носителях. Длительность хранения информации требует для этого специальных носителей информации. В задачах научно-технического характера использование магнитных носителей относительно невелико.

    Применительно к процессу решения задач на ЭВМ каждый из указанных классов имеет свою существенную специфику. Выражается она, прежде всего в том, что в научно-технических задачах, как правило, объём входной и выходной информации невелик, зато велик объём вычислений. В задачах обработки данных картина противоположная – они характеризуются большим объёмом входной и выходной информации , а сам процесс вычислений занимает значительно меньший удельный вес в сопоставлении с задачами научно-технического характера. Как видим, экономическая информация объёмна. Совершенствование управления, возрастание объёмов производства сопровождаются увеличением сопутствующих ему информационных потоков. В задачах обработки данных основной информационной совокупностью является файл (специальным образом организованный набор данных на внешнем носителе), а сама задача – задачей обработки файлов.

    Экономическая информация циклична . Для большинства производственных и хозяйственных процессов характерна повторяемость составляющих их стадий, отражающих эти процессы. Задачи обработки данных обладают заданной периодичностью решения, причём, зачастую имеют ограниченный срок обработки.

    Экономическая информация специфична по способам обработки. В процессе обработки преобладают такие операции как поиск, сортировка, группировка. При обработке экономической информации происходит многократное использование одних и тех же исходных данных для разных целей.

    Экономическая информация отражает результаты производственно-хозяйственной деятельности с помощью натуральных и стоимостных показателей .

    Таким образом, класс задач обработки данных характеризуется большим удельным весом операций по вводу исходных и выдаче на печать выходных документов; большим удельным весом операций с накопителями информации на магнитных носителях; заданной формой входных и выходных данных; определённой периодичностью решения; необходимостью воспринимать, обрабатывать и выдавать не только числовую, но и текстовую информацию и т.д. Поэтому задачи обработки данных по своему характеру и структуре машинных алгоритмов являются достаточно сложными.

    2.4. Требования, предъявляемые к экономической информации

    Наиболее важными требованиями, предъявляемыми к экономической информации, являются: корректность, полезность, оперативность, достоверность, точность, достаточность.

    Корректность информации обеспечивает её однозначное восприятие всеми потребителями.

    Полезность
    (или ценность) информации проявляется в том случае, если она способствует достижению стоящей перед потребителем цели. Ценность информации – это свойство относительное: одна и та же информация имеет разную ценность для разных потребителей. Следует иметь в виду, что старит информацию не время, а появление новой информации, которая отвергает полностью или частично имеющуюся, уточняет её, дополняет, даёт новое сочетание сведений, приводящее к получению дополнительного эффекта.

    Оперативность
    отражает актуальность информации для необходимых расчётов и принятия решений в изменившихся условиях.

    Достоверность предполагает, что приведенной информации можно доверять, т.е. в ней отсутствуют преднамеренные и непреднамеренные искажения.

    Точность
    определяет допустимый уровень искажения как исходной, так и результатной информации, при котором сохраняется эффективность функционирования системы.

    Достаточность – это наличие такого оптимального количества информации, которое обеспечивает достоверные результаты её обработки. Избыток информации не менее вреден, чем недостаток, ибо он может вводить в заблуждение пользователя и замедлять процесс её обработки.

    Вопросы для самоконтроля

    Что представляет собой информация с точки зрения философии?

    Что означает информация в теории информации?

    Охарактеризуйте технологический подход к понятию информации.

    Дайте определение понятию данных.

    Дайте определение понятию знаний.

    Что представляет собой экономическая информация?

    Назовите особенности экономической информации.

    Назовите требования, предъявляемые к экономической информации.

    3. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

В былые времена мощь государства определялась числом и выучкой солдат, наличием золотого фонда, миллионами тон стали или миллиардами киловатт-часов произведенной электроэнергии. Сейчас важнейшим показателем уровня научного развития, экономической и оборонной мощи государства становится информация. Чем больше ее производится в народном хозяйстве, тем выше жизненный уровень населения, экономический и политический вес страны. Информатизация общества – это
повсеместное внедрение комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверной информации, обобщенных знаний во всех социально значимых видах человеческой деятельности.
В настоящее время по своему социальному значению информатизация общества сопоставима с его индустриализацией. Эта новая отрасль определяет технический уровень хозяйства.

Информатизация является реакцией общества на существенный рост информационных ресурсов и на потребность в увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства. Информатизация обеспечивает не только рост экономических показателей, развитие народного хозяйства, но и получение новых научных достижений в фундаментальных и прикладных науках, направленных на развитие производства, создание новых рабочих мест, повышение жизненного уровня. Это возможно при наличии программы создания информационной инфраструктуры.

Под информационной инфраструктурой
понимается структура системы информационного обеспечения всех потребителей информации, которая предоставляет им возможность использования новых информационных технологий на базе широкого применения информационно-вычислительных ресурсов и автоматизированной системы связи.

Обмен информацией, ее обработка и хранение – одна из важнейших задач, которую решает человечество. Почта, телефон и радио, компьютерные сети сокращают расстояния, уменьшают время передачи информации.
Информатизация общества привела к фундаментальным изменениям в занятости, организационных структурах и стиле жизни людей. Наступила эра информационного общества, идущая на смену прежним – аграрному и индустриальному обществам. Информационное общество
это
общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.

Можно выделить характерные черты информационного общества:

  1. Информационные технологии приобрели глобальный характер, охватив все сферы социальной деятельности человека, реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

    Обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами.

    В основу общества заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний, сформировано единство всей человеческой цивилизации.

    Разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом.

    Перечисленные черты информационного общества порождают следующие проблемы:

    адаптацию части людей к новой информационной среде;

    отбор качественной и достоверной информации;

    разрыв между разработчиками и потребителями информационных технологий;

    возрастание влияния на общество средств массовой информации;

    вторжение в частную жизнь организаций и людей.

Обратной стороной медали роста объема информации стал информационный голод, т.е. невозможность найти и получить вовремя и в необходимом объеме требуемую информацию в науке, управлении, экономике.

Согласно закону А.А.Харкевича, информация растет пропорционально квадрату национального дохода страны. И неизбежно наступает информационный барьер, когда сложность задач обработки информационных потоков превышает человеческие возможности, поскольку человек в год при 8-часовом рабочем дне может выполнить не более 1 млн операций. Значит, чтобы выполнить это количество операций вручную, требуется такое количество людей, которое превышает население одной страны. Темпы роста численности работников сферы управления в 2-3 раза превышают темпы роста численности производственных работников.

Потоки информации растут по экспоненте. Человек, являясь основным носителем прогресса, сдерживает его движение, будучи уже не в состоянии воспринять и переработать весь объем информации, необходимой для принятия своевременного решения. На помощь ему пришли вычислительные машины, методика применения которых постоянно совершенствуется. И лишь компьютеризация позволяет осуществлять обработку информации в нужном объеме. Компьютеризация – это массовое использование вычислительной техники и программного обеспечения. Для этого постоянно упрощается общение с компьютером и расширяются его области применения: наука, материальное производство (от измерительных приборов до роботов), гибкие автоматизированные системы, весы, телефоны, игровые приставки и т.д.

Однако успех компьютеризации может быть обеспечен при трех условиях: высоком качестве техники, программных средств и хорошо организованном сервисе обслуживания. Из года в год растут требования к высокой технической культуре и компьютерной грамотности людей. Специалист, не владеющий навыками работы на компьютере, вскоре может оказаться в таком положении, как человек, не знающий таблицы умножения, не умеющий читать и писать. Поэтому в комплекс наиболее необходимых знаний, кроме историко-культурных, включают и компьютерную грамотность.

По мере накопления опыта использования вычислительной техники выкристаллизовываются основные направления ее применения: информационные системы, автоматизация управления и математическое моделирование. В настоящее время важным показателем уровня информационного развития являются общедоступные компьютерные базы данных и знаний. Каждый, кому нужна та или иная информация, может подключиться к такой базе и получить интересующие его сведения. Наличие баз данных и знаний позволяет активно использовать новейшую информацию в области своей деятельности.

В создавшейся ситуации определены основные сферы информатизации и компьютеризации общества:

    Организация экономической информации на предприятиях. Предприятию постоянно нужна достоверная и оперативная информация о номенклатуре, ценах и изготовителях изделия, о рынках труда и сбыта, о спросе и предложении в стране и за рубежом и т.п.

    Создание системы информационных услуг для населения с использованием компьютеров, которая значительно сберегает время и освобождает людей для самообразования и творческой работы.

    Организация системы здравоохранения и социального обеспечения с применением ЭВМ, позволяющей наладить работу компьютерных консультационных центров, создать диагностические компьютерные экспертные системы, наладить учет и обслуживание инвалидов, одиноких, больных и престарелых людей.

    Компьютеризация системы образования и науки, которая ускорит и обеспечит процесс добывания знаний за счет создания обучающих систем и доступных баз знаний; появление в эксплуатации аудио видеокассет с учебными видео курсами, систем электронных книг и журналов.

    Технологии, ориентированные на получение, обработку, хранение и распространение (передачу) информации получили название информационных технологий .

    Как и всякие технологии, информационные технологии включают определенный набор материальных средств (носители информации, технические средства измерения ее состояний, обработки и т.д.) и способы их взаимодействия, специалистов и совокупность определенных методов организации работы. Но в отличие от любой инженерной технологии, информационные технологии позволяют интегрировать различные виды технологий, а информация, которую они обрабатывают в различных сферах деятельности, синтезируется для накопления опыта и внедрения в практику в соответствии с общественными потребностями.

    Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое информатизация общества?
  2. Что представляет собой информационная инфраструктура?
  3. Что представляет собой информационное общество?
  4. Укажите характерные черты информационного общества.
  5. Назовите основные проблемы информационного общества.
  6. А.А.Харкевича о росте информации в обществе.
  7. Что такое компьютеризация общества?
  8. Что такое информационные технологии?

    4. ПРАВОВЫЕ АСПЕТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
    В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

    В технически развитых странах формируются информационные ресурсы и происходит переход от индустриальной экономики к экономике, основанной на информации. Наш век называют веком информации. Информация стала главной ценностью земной цивилизации.

    Республика Беларусь стремится к созданию цивилизованного информационного рынка. Об этом свидетельствуют принятые законы, указы, постановления:

    Об информатизации

    О научно-технической информации

    О патентах на изобретения

    О патентах на промышленные образцы

    О национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь

    О печати и других средствах массовой информации

    О введении в Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Республики Беларусь и др.

    Закон «Об информатизации» , принятый 6 сентября 1995 г., открыл путь к принятию дополнительных нормативных законодательных актов для успешного развития информационного общества. Закон регулирует правоотношения, возникающие в процессе формирования и использования документированной информации и информационных ресурсов; создание информационных технологий автоматизированных или автоматических информационных систем и сетей; определяет порядок защиты информационного ресурса, а также прав и обязанностей субъектов, принимающих участие в процессах информатизации.

    Закон состоит из 30 статей, сгруппированных в семи главах:

    Общие положения

    Документированная информация и информационные ресурсы

    Информационные технологии, комплексы программно-технических средств, информационные системы и сети

    Доступ к информационным ресурсам

    Защита информационных ресурсов и прав субъектов информатизации

    Международные отношения

    Заключительные положения

    Важной в законе об информатизации является Статья 1, в которой даются определения основных терминов, используемых в информационных технологиях, а именно:

    информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах;

    документированная информация (документ) – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;

    информационный ресурс – организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных и знаний, другие массивы информации в информационных системах;

    информационная технология – совокупность методов, способов, приемов и средств обработки документированной информации, включая прикладные программные средства, и регламентированного порядка их применения;

    информационная сеть – комплекс программно-технических средств для передачи и обработки данных по каналам связи;

    информационная продукция – материальный результат информационных процессов, предназначенный для обеспечения информационных потребностей органов государственной власти, юридических и физических лиц;

    информационные услуги – информационная деятельность по доведению до пользователя информационной продукции, проводимая в определенной форме;

    данные – документированная информация, циркулирующая в процессе ее обработки на ЭВМ;

    база данных – совокупность взаимосвязанных данных, организованных по определенным правилам на машинных носителях;

    банк данных – организационно-техническая система, включающая одну или несколько баз данных и систему управления ими;

    база знаний – совокупность формализованных знаний об определенной предметной области, представленных в виде фактов и правил;

    собственник информационных ресурсов , информационных систем, технологий, средств их обеспечения – субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами;

    владелец информационных ресурсов , информационных систем, технологий, средств их обеспечения – субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия, распоряжения в пределах, установленных законом;

    пользователь (потребитель) информации – субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой документированной информации.

    В этой статье даются «узаконенные» определения основных понятий.

    Другим важным законом является Закон о научно-технической
    информации
    , принятый 5 мая 1999 г. Он устанавливает правовые основы регулирования правоотношений, связанных с созданием, накоплением, поиском, получением, хранением, обработкой, распространением и использованием научно-технической информации в Республике Беларусь.

    Закон состоит из 20 статей, сгруппированных в следующие главы:

    Общие положения

    Государственная политика в области научно-технической информации

    Правовой режим научно-технической информации

    Органы научно-технической информации в Республике Беларусь

    Рынок объектов научно-технической информации

    Международные отношения в области научно-технической информации

    Заключительные положения

    В 1997г. издан Указ Президента Республики Беларусь «О создании
    центра правовой информации Республики Беларусь»
    . Его основные функции сводятся к следующему:

    Установить, что Национальный центр правовой информации (НЦПИ) Республики Беларусь является центральным государственным научно-практическим учреждением в области компьютерного накопления, хранения, систематизации и предоставления в пользование эталонной правовой информации (на бумажных и электронных (магнитных) носителях), создания межгосударственной системы обмена правовой информации

    Основными задачами НЦПИ Республики Беларусь являются: формирование и ведение единого эталонного банка данных правовой информации; создание и развитие государственной системы правовой информации, осуществление координации деятельности в области внедрения компьютерных систем и банков данных правовой информации, а также распространение правовой информации; участие в подготовке проектов законов и иных правовых актов в Республике Беларусь; проведение научных исследований в области правовой информации; обеспечение межгосударственного обмена правовой информацией; участие в подготовке и реализации работ по правовой информатизации Республики Беларусь.

    В области информационных технологий в Республике Беларусь принят ряд постановлений :

    «О размещении официальной информации в Республике Беларусь» (17 февраля 1997 г.).

    Образовать комиссию по размещению официальной информации о Республике Беларусь в глобальной сети «Интернет» из представителей Министерства статистики и анализа, Министерства внешних экономических связей, Министерства связи, Комитета государственной безопасности, Государственного комитета по науке и технологиям, Государственного комитета по печати и других республиканских органов государственного управления.

    О развитии в республике работ по созданию единой научно-информационной компьютерной сети (22 октября 1998 г.).

    Приступить в 1998 г. к формированию информационных ресурсов единой научно-информационной компьютерной сети республики, отработке перспективных сетевых приложений и телекоммуникационных технологий, обеспечивающих высокоскоростной доступ ведущих научных организаций и образовательных учреждений к международным и создаваемым в республике базам научно-технической информации.

    Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите основные законы, указы и постановления об информатизации общества, принятые в Республике Беларусь.
  2. Охарактеризуйте сущность и содержание Закона об информатизации.
  3. Охарактеризуйте сущность и содержание Закона о научно-технической информации.
  4. Охарактеризуйте сущность и содержание Указа о создании центра правовой информации в Республике Беларусь.
  5. Охарактеризуйте сущность и содержание Постановления о размещении официальной информации в Республике Беларусь.

    Морозевич А.Н., Говядинова Н.Н., Железко Б.А.
    и др . Основы информатики: Учеб. пособие. /Под ред. А.Н.Морозевича. Мн., 2001.

    Левин А.. Самоучитель работы на компьютере. М., 1998.

    Автоматизированные системы обработки экономической информации. /Под ред. проф. В.С.Рожнова. М., 1986.

    Федорова Г.С., Чубасова З.С., Пономаренко Б.Ф . Проектирование и организация машинной обработки экономической информации. М.,1986.

    Рожнов В.С., Косарев В.П. Машинная обработка экономической информации (общие вопросы). Изд-е 2-е, переработанное и дополненное. М., 1983.

    Информатика. Новое в жизни, науке, технике.//Радиоэлектроника и связь, 1988, № 12,С.34.

    Научные основы организации управления и построения АСУ /Под ред. В.Л.Бройдо, В.С.Крылова. М.,1981.

    ГЛОССАРИЙ

    № пп

    Понятие

    Смысл понятия

    Информатика

    Наука, изучающая законы и методы накопления, передачи и обработки информации с помощью ЭВМ, а также область человеческой деятельности, связанная с применением ЭВМ

    Информация

    Сведения, снимающие неопределенность об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования

    Экономическая информация

    Отражает акты производственно-хозяйственной деятельности с помощью системы натуральных и стоимостных показателей. Это информация, используемая при осуществлении функций управления народным хозяйством и его отдельными звеньями

    Данные

    Информация, представленная в удобном для обработки виде

    Знания

    Проверенный практикой результат познания действительности, её верное отражение в сознании человека

    Информатизация общества

    Повсеместное внедрение комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверной информации, обобщенных знаний во всех социально значимых видах человеческой деятельности

    Информационная инфраструктура

    Структура системы информационного обеспечения всех потребителей информации, которая предоставляет им возможность использования новых информационных технологий на базе широкого применения информационно-вычислительных ресурсов и автоматизированной системы связи

    Информационное общество

    Общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний

    Компьютеризация

    Массовое использование вычислительной техники и программного обеспечения

    Информационные технологии

    Технологии, ориентированные на получение, обработку, хранение и распространение (передачу) информации

    ТЕСТЫ

  6. Продолжите фразу:

    Информатика – это

    1. отрасль науки, изучающая структуру и общие свойства научной информации, а также вопросы, связанные с ее сбором, хранением, поиском, переработкой, преобразованием, распространением и использованием в различных сферах деятельности;

      наука, изучающая законы и методы накопления, передачи и обработки информации с помощью ЭВМ, а также это область человеческой деятельности, связанная с применением ЭВМ;

      триединство «модель – алгоритм – программа»;

      единство пяти компонентов: информации, математических методов, алгоритмов, вычислительной техники, программ и программирования;

      комплексная дисциплина, изучающая все аспекты разработки, проектирования, создания, оценки функционирования автоматизированных систем обработки информации, их применение и воздействие на различные области человеческой деятельности.

  7. Продолжите фразу:

    Источники информации – это

    1. прежде всего, природные объекты: планеты, звезды, животные, растения, люди. По мере развития техники источниками информации стали аппараты, машины, технологические процессы, научные эксперименты.

    Продолжите фразу:

    Информация – это

    1. совокупность фактов, явлений, событий, представляющих интерес и подлежащих регистрации и обработке;

      такое сообщение, которое содержит факты, неизвестные ранее потребителю и дополняющие его представление об изучаемом и анализируемом объекте (процессе, явлении);

      сведения, которые должны снять в той или иной степени существующую у их потребителя неопределённость, расширить его понимание объекта полезными (для потребителя) сведениями;

Рабочая программа дисциплины (модуля)

Наименование дисциплины (модуля) Информатика

____ по профилю «Юриспруденция» ______

(указываются коды и наименования направления(ий) подготовки (специальности(ей))

Квалификации (степени) выпускника Бакалавр

(указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС)

Протокол №от «»20 __ г.

Зав. кафедрой

(Ф.И.О.)

Пермь 2012 г.

1... Цели и задачи дисциплины.. 3

2... Место дисциплины в структуре ООП: 3

3... Требования к результатам освоения дисциплины.. 4

4... Объем дисциплины и виды учебной работы.. 5

5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами. 15

5.3. Разделы (модули) и темы дисциплин и виды занятий. 16

6... Перечень семинарских, практических занятий или лабораторных работ 18

7... Примерная тематика курсовых проектов (работ) 23

8... Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 24

9... Материально-техническое обеспечение дисциплины.. 27

10. Образовательные технологии: 31

11. Оценочные средства. 32

11.1. Оценочные средства для входного контроля. 32

11.2. Оценочные средства текущего контроля. 32

11.3. Оценочные средства для самоконтроля обучающихся. 39

11.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации. 39

Цели и задачи дисциплины

Целью учебной дисциплины «Информатика» является формирование у студентов современного мировоззрения в информационной сфере и освоение ими основ информационной культуры, приобретение умений, а также компетенций, необходимых для выпускника бакалавра по направлению «Юриспруденция».

При изучении курса «Информатика» решаются следующие задачи:

1. Усвоение основных понятий в области информатики.

2. Овладение основами анализа информационных процессов, их вербальному описанию, формализации и алгоритмизации. Освоение практических расчетов соответствующих показателей информационных процессов.

3. Приобретение студентами навыков квалифицированной работы на современных компьютерах, умений их обслуживания, программирования.

4. Подготовка студентов к последующей образовательной и профессиональной деятельности:

Формирование логического мышления;

Формирование профессиональных компетенций студентов в типовых операционных средах с пакетами прикладных программ и сервисным программным обеспечением.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Информатика» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла (Б.2) ООП бакалавриата и преподается в 1 семестре на первом курсе.

Дисциплина «Информатика» базируется на входных знаниях, умениях и компетенциях полученных студентами в процессе освоения школьной программы среднего (полного) общего образования по следующим предметам: Математика, Физика, Информатика и информационно-коммуникационные технологии.

Из дисциплин профессионального цикла Информатика имеет логические и содержательно-методологические последующие связи с дисциплинами: Математика, Логистика, а также учебной практики.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасность и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10).

Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как управления информацией (ОК-11).

Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

· теоретические основы информатики и вычислительной техники;

· сферы использования персонального компьютера и представлять перспективы их развития;

· общую характеристику процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации;

· назначение и классификацию системного и прикладного программного обеспечения;

· средства их реализации, программное обеспечение и технологии программирования.

· основы государственной политики в области информатики.

Уметь:

· применять персональный компьютер для решения экономических, управленческих и других задач

· осуществлять процессы сбора, передачи, обработки и накопления информации.

· применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации.

Владеть :

· средствами реализации информационных процессов.

Иметь представление о перспективах развития информационных технологий.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
Аудиторные занятия (всего)
В том числе: - - - -
Лекции
Практические занятия (ПЗ)
Самостоятельная работа (всего)
В том числе: - - - -
Работа на ПК
Выполнение домашних заданий
Подготовка к экзамену (зачету)
Другие виды самостоятельной работы
Программная реализация проектов - -
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет зачет
Общая трудоемкость /часы зачетные единицы

Итак, толчком к проработке конкретных организационно-методических мероприятий в области компьютеризации школы стали «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (1984, ). Одним из главных положений школьной реформы того времени стала впервые явно продекларированная задача введения информатики и вычислительной техники в учебно-воспитательный процесс школы и обеспечения всеобщей компьютерной грамотности молодежи. В конце 1984 г. под совместным кураторством ВЦ СО АН СССР (А.П. Ершов) и Научно-исследовательского института содержания и методов обучения (НИИ СиМО) АПН СССР (В.М. Монахов) с привлечением группы педагогов-информатиков из различных регионов страны развернулась работа по созданию программы нового общеобразовательного предмета для общеобразовательной школы, получившего название «Основы информатики и вычислительной техники». К середине 1985 г. такая работа была выполнена и одобрена Министерством просвещения СССР . Последующими правительственными решениями был одобрен и главный стратегический путь, позволяющий быстро решить задачу формирования компьютерной грамотности молодежи – введение в среднюю школу предмета «Основы информатики и вычислительной техники» как обязательного, а также конкретный срок введения нового предмета в среднюю школу – 1 сентября 1985 г. В сжатые сроки вслед за программой были подготовлены пробные учебные пособия для учащихся , книги для учителей . Свидетельством большого внимания государства к проблеме компьютеризации школы явилось учреждение нового научно-методического журнала«Информатика и образование» (ИНФО), первый которого вышел к началу 1986/87 учебного года. Невзирая на экономические трудности нынешнего периода развития России, ИНФО и по сей день остается исключительно важным для современной системы образования специальным научно-методическим журналом, освещающим методические, дидактические, технические, организационные, социально-экономические, психолого-педагогические вопросы внедрения информатики и информационный технологий в сферу образования.

Для преподавания нового предмета в течение летнего периода 1985 и1986 гг. была проведена интенсивная курсовая подготовка учителей, главным образом из числа работающих преподавателей математики и физики , а также организаторов образования /. Этот контингент был пополнен путем ускоренной углубленной подготовки в области информатики и вычислительной техники будущих молодых учителей – выпускников физико-математических факультетов 1985 – 1986 гг. В то же время Министерством просвещения СССР были приняты оперативные организационно-методические меры по организации регулярной подготовки учителей информатики и вычислительной техники на базе физико-математических факультетов пединститутов .



Чтобы точнее понимать характер и уровень сложности проблем, которые требовалось в сжатые сроки решить в сфере кадрового обеспечения введения предмета ОИВТ в школу или, если сказать шире, в сфере компьютеризации школы в целом, следует напомнить о том, каким был фактический уровень подготовки в области информатики и ЭВМ учителей, работавших в середине 1980-х гг. в школах СССР.

Впервые весьма краткий ознакомительный курс программирования для ЭВМ с экзотическим названием «Математические машины и программирование с вычислительным практикумом» появился в учебных планах физико-математических факультетов педагогических вузов в 1964 г. В 1970 г. в учебные планы этих учебных заведений вводится обновленный курс «Вычислительные машины и программирование» (около 50 часов), причем содержание программы этого курса явно не соответствует перспективным направлениям развития программирования.

Следующая официальная версия программы синтетического курса «Вычислительная математика и программирование» (1976) уже отводила на программирование около 70 часов и предполагала, в частности, ознакомление с языком высокого уровня Алгол-60 . При этом следует учесть, что наивысшим для того времени уровнем технического обеспечения, причем для очень небольшого педвузов страны, являлось наличие одной – двух малых ЭВМ типа «Наири», «Проминь», «Мир» и т.п. К концу 1970-х гг. в педвузах России было открыто лишь четыре кафедры программирования и вычислительной математики (Москва, Ленинград, Свердловск, Омск), а первые персональные ЭВМ (отечественные ПЭВМ ряда «Искра», «ДВК», «Электроника») стали появляться в очень ограниченном количестве и в очень ограниченном числе педвузов практически лишь к середине 1980-х гг.



Из сказанного выше со всей очевидностью следует, что к моменту введения информатики в среднюю школу (1985) уровень компьютерной подготовки работавших в то время в школе выпускников физико-математических факультетов педвузов в массе своей ни в какой мере не соответствовал требованиям преподавания нового курса ОИВТ.

Причины очевидны:

· педвузовское образование не давало образования в области информатики, а было ориентировано лишь на ознакомление с началами программирования, причем на значительно более отсталом идейном уровне, чем тот, на котором курс информатики стал вводиться в школу;

· педвузовская подготовка по программированию носила исключительно образовательный характер, она не была ориентирована на преподавание этого предмета школьникам (не было такой задачи).

Очевидно, что предпринимаемые во второй половине 1980-х гг. государственными и региональными органами управления образованием самые решительные и оперативные организационно-методические меры по обеспечению срочной доподготовки учителей для преподавания информатики и вычислительной техники из числа работающих учителей математики и физики годились лишь как неотложные меры первого этапа внедрения ОИВТ в школу. Что же касается налаживания регулярной подготовки учителей информатики и организаторов компьютеризации школы на базе физико-математических факультетов пединститутов, как и осуществления последующих мероприятий по приведению в соответствие компьютерного образования учителей других школьных дисциплин, то эти меры должны были опираться на основательные научно-методические обоснования и разработки.

Литература к главе 1

  1. Абрамов С.А., Антипов И.И. Программирование на упрощенном Алголе - М.: Наука, 1978.
  2. Алгебра-8: Учеб. пособие для сред. шк. – М.: Просвещение, 1974, 1979, 1982.
  3. Антипов И.Н. Абстрактная модель ЭВМ для безмашинного обучения элементам программирования // Новые исследования в педагогических науках. – 1975. – №12 (ХХVI).
  4. Антипов И.Н. Алгоритмический язык АЛГОЛ-60. – М.: Просвещение, 1975.
  5. Антипов И.Н. Программирование: Учеб. пособие по факультативному курсу для учащихся VIII – IХ кл. – М.: Просвещение, 1976.
  6. Антипов И.Н. Учебная модель ЭВМ // Математика в школе. – 1977. - №6.
  7. АнтиповИ.Н., Шварцбурд Л. С. Осимволике школьного курса математики с точки зрения программирования // Математика в школе. – 1975. – №6.
  8. Велихов Е.П. Новая информационная технология в школе // ИНФО. – 1986. - №1.
  9. Виленкин Н.Я., Блох А.Я. Изучение дискретной математики в школе. // Математика в школе. – 1977. – № 6.
  10. Гейтс Билл. Дорога в будущее: Пер. с англ. – М.: Изд. стд. «Русская редакция» ТОО «Channel Trading Ltd.», 1996.
  11. Гиглавый А.В., Згут М.А., Кравчук Т.П. Учим работать с ЭВМ (из опыта работы первого межшкольного учебно-производ. комб. вычислительной техники Октябрьского р-на г. Москвы): Пособие для учителя. – М. Просвещение, 1984.
  12. Гутер Р. С., Овчинский Б.В., Резниковский П. Т. Программирование и вычислительная математика. – М.: Просвещение, 1965.
  13. Дашевский Л. Н., Шкабара Е.А. Как это начиналось. – М.: Знание, 1981.
  14. Ершов А.П. Программирование – вторая грамотность. – Новосибирск, 1981. (Препринт/ АН СССР, Сиб. стд. ВЦ; 293).
  15. Ершов А.П., Звенигородский ГА. Информатика// ИНФО. – 1987. – № 3.
  16. Ершов А.П., Звенигородский Г.А. Зачем надо уметь программировать // Квант. – 1979. – № 9.
  17. Ершов А.П., Звенигородский Г.А., Первин Ю.А. Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы). – Новосибирск, 1979. (Препринт/АН СССР. Сиб. отдеоение ВЦ; 152 с.).
  18. Жалдак М.И., Рамский Ю. С. Программирование на микрокалькуляторе. Пособие для самообразования учителей. – Киев: Рад. шк., 1985.
  19. Звенигородский Г.А. Вычислительная техника и ее применение. – М.: Просвещение, 1987.
  20. Звенигородский Г.А. Первые уроки программирования. – М.: Наука, 1985.
  21. Звенигородский Г.А. Программное наполнение системы «Школьница». – Новосибирск, 1987.
  22. Звенигородский Г.А., Первин Ю.А., Юнерман Н.А. Заочная школа программирования // Квант. – 1979. – № 9 – 11; 1980. – № 1 – 3; 1981. – № 1 – 3.
  23. Изучение основ информатики и вычислительной техники: Пособие для учителей / Под ред. А.П. Ершова, В.М. Монахова. – М.: Просвещение, 1985. – Ч. 1.
  24. Изучение основ информатики и вычислительной техники: Пособие для учителей / Под ред. А.П. Ершова, В.М. Монахова. – М.: Просвещение, 1986. – Ч. 2.
  25. Ионов Г.Н. Электронный помощник учителя // Математика в школе. – 1983. – № 5.
  26. Канторович Л.В., Соболев С.П. Математика в современной школе // Математика в школе. – 1979. – № 4.
  27. КасаткинВ.Н. Введение в кибернетику: Пособие для факультативных занятий в 9 классе. – Киев, 1976.
  28. КасаткинВ.Н. Программирование как элемент общего образования // Кибернетика. – 1973. – № 2.
  29. КасаткинВ.Н. Элементы анализа и синтеза простейших автоматов в школьном курсе математической логики// Математика в школе. – 1964. – № 1.
  30. КасаткинВ.Н., Верлань А.Ф. Секреты кибернетики. – Киев: Рад. шк., 1971.
  31. К вопросу преподавания программирования в средней школе / В. Н. Антипов, Н. Б. Вальцюк, А.Д. Кудрявцев, В.В. Щенников // Математика в школе. – 1973. – № 5.
  32. Ковалев М.П., Шварцбурд С.И. Электроника помогает считать: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978.
  33. Колмогоров А.Н. Современная математика и математика в современной школе // Математика в школе. – 1971. – № 6.
  34. Кузнецов А.А. Изучение факультативного курса «Основы кибернетики». Факультативные занятия в средней школе.– М.: Педагогика, 1978.
  35. Кузнецов А.А. Основы кибернетики // Содержание углубленного изучения физики в средней школе. – М.: Педагогика, 1974.
  36. Кузнецов А.А. Цифровые вычислительные машины: Учеб. материалы для учащихся. – М., 1969.
  37. Лапчик М. П. Готовить учителей нового типа // ИНФО. – 1987. – №2.
  38. Лапчик М.Л. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования: Монография. – Омск: Изд-во Ом. гос. пед. ун-та, 1999.
  39. Лапчик М.П. Метод блок-схем в программировании: Учеб. пособие. Омск, 1969.
  40. Лапчик М.Л. Обучение алгоритмизации. – Омск, 1977.
  41. Лапчик М.П. Основы программирования: Учеб. пособие для учащихся. – М.: НИИ СИМО АПН СССР, 1972.
  42. Лапчик М.П. Проблема формирования алгоритмической культуры школьников. Сообщение 1. Постановка проблемы, выдвижение целей и задач исследования // Новые исследования в педагогических науках. – М.: Педагогика, 1976. – №1(27). – С. 33 – 36.
  43. Лапчик М. П. Проблема формирования алгоритмической культуры школьников. Сообщение 2. Алгоритмическая культура учащихся: содержание понятия // Новые исследования в педагогических науках. – М.: Педагогика, 1976. – № 2(28). – с. 37 – 41.
  44. Лапчик М.П. Программирование для трехадресной машины: Учеб. пособие для студентов мат. фак. пед. ин-тов / Под ред. проф. А.Л. Брудно. – Омск, 1972.
  45. Лапчик М.П. Элементы программирования для ЭВМ: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов. – Омск, 1976.
  46. Леднев В. С. Годом рождения курса является 1961-й // ИНФО. – 1999. – № 10.
  47. Леднев В. С. Содержание образования. – М.: Высш. шк., 1989.
  48. Педнев В. С., Кузнецов А.А. Началакибернетики: Учеб. материалы для учащихся. – М., 1968.
  49. Леднев В. С., Кузнецов А.А. Перспективы изучения кибернетики в школе// Перспективы развития содержания общего среднего образования. – М., 1974.
  50. Леднев В. С., Кузнецов А.А. Перспективы изучения основ кибернетики в средней школе // Советская педагогика. – 1975. – № 6.
  51. Леднев В. С., Кузнецов А.А. Программа факультативного курса «Основы кибернетики» // Математика в школе. – 1975. – №1.
  52. Леднев В. С., Кузнецов А.А., Бешенков С.А. Состояние и перспективы развития курса информатики в общеобразовательной школе // ИНФО. – 1998. – №3.
  53. Ляпунов А.А. О реформе математических программ // Математика в школе. – 1973. – № 2.
  54. Монахов В. М. О специальном факультативном курсе «Программи-рование» // Математика в школе. – 1973. – № 2.
  55. Монахов В.М. Программирование. Факультативный курс: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1974.
  56. Научно-методические основы информатики и электронно-вычислительной техники: Прогр. повышения квалификации организаторов нар.образования (60 ч) / Сост. В. И. Ефимов, М. П. Лапчик и др. – М.: Ротапринт Минпроса СССР.
  57. Научно-методические основы информатики и вычислительной техники: Прогр. подгот. учителей математики и физики сред. общеобразоват. шк., преподавателей ПТУ и ССУ3 (72 ч): АПН СССР, НИИ СИМО / Сост. В.М.Монахов, А.А.Кузнецов, М.П. Лапчик и др. – М.: Ротапринт Минвуза СССР, 1985.
  58. Об использовании микрокалькуляторов в учеб. процессе // Математика в школе. – 1982. – № 3.
  59. Обучение в математических школах: Сб. ст. / Сост. С.И.Шварцбурд, В.М.Монахов, В.Г.Ашкинузе. – М.: Просвещение, 1965.
  60. О включении элементов программирования в школьный курс математики (В.Н.Антипов, Н.Б. Бальцюк, С.И. Шварцбурд, В.В. Щенников Ц Математика в школе. – 1974. – № 4.
  61. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. док. и материалов. – М.: Политиздат, 1984.
  62. Основы информатики и вычислительной техники: Пробное учеб. пособие для сред. учеб. заведений / Под ред. А.П. Ершова, В.М. Монахова. – М.: Просвещение, 1985. – Ч. 1.
  63. Основы информатики и вычислительной техники: Пробное учеб. пособие для сред. учеб. заведений / Под ред. А.П. Ершова, В.М. Монахова. – М.: Просвещение, 1986. – Ч. 2.
  64. Основы информатики и вычислительной техники: Прогр. сред. общеобразовательной шк.: Рек. Гл. упр. школ М-ва просвещения СССР Сост. А.А. Кузнецов, С.И. Шварцбурд, Г.М. Нурмухамедов, Д.О. Смекалин, Я.Э.Гольц, С.А.Бешенков, В.К.Белошапка, Ю.А.Первин, Э.Ю.Красс, Э.И. Кузнецов, М.П.Лапчик, Н.В.Апатова / Под ред.А.П. Ершова, В.М. Монахова, Л.Н.Преснухина//Математика в школе. – 1985. – №3. – с. 4 – 7.
  65. Поспелов Д.А. Становление информатики в России // Информатика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». – 1999. – № 19.
  66. Проблемы педагогики информационного общества и основы педагогической информатики / Г.А. Бордовский, В.В.Извозчиков, И.А.Румянцев, А.М.Слуцкий // Дидактические основы компьютерного обучения. – Л. – 1989. – С. 3 – 32.
  67. Работа со школьниками в области информатики: Опыт Сиб. отд-ния АН СССР / А. П. Ершов, Г.А. Звенигородский, С. И. Литерат, Ю.А. Первин // Математика в школе. – 1981. – №1.
  68. Резниковекий П. Т., Монахов В. М. Программирование для одноадресных машин. – М.: Просвещение, 1968.
  69. Саградян М.К., Кузнецов Э.И. Обучение элементам программирования на базе электронных клавишных машин ((Математика в школе. – 1980. – М 1.
  70. Симою М.П., Резник С.М. и др. Обучение программированию и практика на ЭЦВМ Ц Линейная алгебра и геометрия (Проблемы математической школы). – М.: Просвещение, 1967.
  71. Формирование алгоритмической культуры школьника при обучении математике: Пособие для учителей / В.М.Монахов, М.П.Лапчик, Н.Б.Демидович, Л.П.Червочкина – М.: Просвещение, 1978.
  72. Шварцбурд С.И. Из опыта работы с учащимися 9 класса, овладевающими специальностью лаборантов-программистов // Математика в школе. – 1960. – №5.
  73. Шварцбурд С. И. Математическая специализация учащихся средней школы: Из опыта работы шк. №444 г. Москвы. – М.: Просвещение, 1963.
  74. Шварцбурд С.И. О подготовке программистов в средней общеобразовательной политехнической школе // Математика в школе. – 1961. – №2.
  75. Шварцбурд С.И. Проблемы повышенной математической подготовки учащихся. – М., 1972.

Весьма схожее впечатление об уникальной практике общения детей с компьютером (хоть это и относится к более позднему периоду) осталось у будущего главы корпорации М1сгозой Билла Гейтса, которому такая возможность представилась в 13-летнем возрасте: «Дать школьникам поработать с компьютером в конце шестидесятых – для Сиэтла это было что-то! Такое не забывается!»

1.1. Основные блоки ПК, устройства обработки информации 3

1.2. Устройства ввода/вывода информации 5

1.3. Устройства хранения информации 7

2. Програмное обеспечение пк 10

2.1. Классификация и назначение програмного обеспечения 10

2.2. Краткая характеристика и сравнение распространенных операционных систем (MS DOS, Windows, Unix) 12

2.3. Операционная система MS DOS – назначение, состав. Диски, файлы, папки. Понятие пути. Основные команды MS DOS. Запуск программ. 13

2.4. Оболочка Norton Commander. Основные понятия. Основные приемы работы. 19

2.5. Операционная система Windows. Основные понятия, приемы работы. 20

2.6. Текстовые редакторы. Программа MS Word. Общая характеристика, основные приемы работы. 26

2.7. Табличные процессоры. MS Excel. Общая характеристика, основные приемы работы. 28

2.8. Антивирусные программы. Назначение, общая характеристика. 28

2.9. Программы-архиваторы. Назначение, общая характеристика. 31

3. Работа в сети InterNet. Основные службы Internet. Адреса ресурсов. Поиск информации в сети. Работа с электронной почтой. 36

3.1. Основные службы интернет. 36

3.2. Адреса ресурсов 37

3.3. Поиск информации в сети. 38

3.4. Работа с электронной почтой. 38

4. Список литературы. 39

    Аппаратное обеспечение персонального компьютера

    1. Основные блоки ПК, устройства обработки информации

Основные блоки

IBM PC-совместимым называется компьютер соответствующий стандарту, созданному американской фирмойIBMпри разработке компьютераIBM PC AT в 1984 году. Эти компьютеры выпускаются в настольном и блокнотном исполнении (Notebook) и, не смотря на различия внешнего вида, имеют одну и ту же архитектуру, общую для всех персональных компьютеров, не толькоIBM PC-совместимых.

Обычно IBM PC-совместимые персональные компьютеры состоят из трех блоков:

Рисунок 1‑1 Основные блоки компьютера

К основным устройствам так же можно отнести указующие (мышь, трекбол) и игровые устройства (джостик).

При необходимости, к компьютеру подключаются, так называемые, переферийные устройства, расширяющие возможности стандартной конфигуруции: принтер, сканер, фото или видео-камера и т. д.

Устройства обработки информации.

Наиболее важным блоком компьютера является системный блок , содержаший все необходимые для работы компьютера устройства: блок питания, обеспечивающий соответствующее напряжение разным компонентам компьютера, видеоадаптер, обеспечивающий вывод изображения на монитор, системная (материнская ) плата, являющаяся связующим звеном между отдельными устройствами, устройства хранения иустройства обработки инвормаци, и, опционально, некоторые другие устройства (звуковая карта, встроеный модем,TV-тюнер и т. д.).

К устройствам обработки информации относится центральный процессор и оперативная память компьютера.

В IBM PC-совместимых компьютерах используются процессоры фирмIntel,AMD,Cyrix,IDT и, судя по данным В. Э. Фигурнова, некоторых других. Наиболее известными из них являются процессоры фирмыIntel 1 , диктующей новые стандарты и мощьности на рынке процессоров дляIBM PC-совместимых компьютеров (торговые маркиIntel-80286, Intel-80386, Intel-80486, Pentium, Pentium MMX, Pentium Pro, Pentium II, Pentium III, Pentium IV, Celeron). Остальные разработчики лишь пытаются не отстать от нее и не погибли в конкурентной борьбе лишь благодаря более низким ценам их процессоров при примерно той же производительности (процессорыAMD иDiron, фирмыAMD). Несмотря на то, что указанные фирмы не вносят большого вклада в развитие новых технологий, создавая, тем не менее, конкурентноспособную продукцию, они вынуждают фирмуIntel искать пути снижения стоимости своих процессоров и, тем самым, оказывают влияние на общее развитие и распространениеIBM PC-совместимых компьютеров.

Быстродействие процессора определяется его рабочей (тактовой) частотой и архитектурой (устройством). Чем выше частота, тем меньше время обработки информации. Сложная архитектура новых процессоров позволяет быстрее обрабатывать повторяющиеся блоки команд за счет, так называемого, кеша . Кроме того, процессоры последних поколений (начиная сPentium MMX) имеют специальные макрокоманды, позволяющие обрабатывать некоторые типы данных с повышеной скоростью (MMX, 3D-Nawи другие). Различие архитектуры более существенно для конечного пользователя, чем частота процессора, поскольку многие программы расчитаны на определенныеминимальные требования к архитектуре процессора, ниже которых теряют работоспособность. К примеру:

    Некоторые программы, в том числе, программы работающие с трехмерной графикой требуют обязательное наличие матиматического сопроцессора (начиная с Intel-80486 он встроен в архитектуру процессора).

    Операционные системы фирмы MicroSoft, начиная сWindows 3.0не работают на компьютерах с процессором младшеIntel-80386из за того что только с этого процессора стал возможным переход в, так называемый,вертуальный режим, позволяющий адресовать пространство памяти свыше 1 мегабайта (которого для этих систем слишком мало), изначально заложенного в архитектуруIBMPC-совместимых компьютеров.

    Многие музыкальные программы, игры, программы обработки видео не работают без поддержки MMX или3D-Naw.

Не менее важним для компьютера является оперативная память (ОЗУ), в которую могут записывать и из которой могут считывать микропроцессор и другие устройства. Она хранит код запущенных программ и результаты обработки этого кода. От скорости памяти зависит итоговая производительность компьютера, а от ее количества – объем одновременно обрабатываемой информации.

Многие программы имеют определенные требования к минимальному объему оперативной памяти. К примеру:

    Windows 95нуждается, по крайней мере в8 мегабайтах оперативной памяти.

    Windows98 нуждается, по крайней мере в16 мегабайтах оперативной памяти.

    Windows2000 нуждается, по крайней мере в32 мегабайтах оперативной памяти.

    WindowsXP нуждается, по крайней мере в64 мегабайтах оперативной памяти.