Жизненный цикл информации. Информационная сфера

Негативные последствия внедрения информационных технологий

Наравне с “цифровым разрывом” и “виртуальным барьером”, изменения информационных технологий выполняемых работ часто могут оказывать негативное воздействие на людей (информационный шум и др.), участвующих в этих процессах, вызывая у них различные отрицательные реакции (информационный, психологический барьеры и др.).

Информационный шум означает, что в общем объёме полученных полезных данных есть посторонние сигналы (шумы). В ИПС он свидетельствует о том, что в результате поиска по запросу пользователь получил и не соответствующую его запросу (нерелевантную) информацию.

Информационный барьер – один из факторов, препятствующих получению нужной информации, затрудняющий использование документов как источников информации. Во многом он вызван законами развития потоков информации: постоянным ростом количества публикаций, рассеянием их в различных изданиях, старением публикаций и, наоборот, их актуализацией. Информационный барьер влияет как расслоение информации, так и общества. Его появлению и углублению способствуют такие явления, как информационный шум, психологический барьер и др.

Психологический барьер обычно возникает, как защитная реакция человека на попытки изменить налаженную последовательность его действий. Он связан с необходимостью выполнять новые сложные виды работ, с перегрузками, появляющимися при поиске данных, их выборе в большом массиве полученных сведений и изучении отобранных материалов, составляющих порой несколько сотен и даже тысяч документов.

Общие выводы

Запомните главное – информация многогранное понятие. Она включает данные, сведения, сообщения и знания; характеризуется источниками её возникновения, потребителями, средой распространения и средствами её доставки. При этом, например, не всякие знания, сведения и данные становятся информацией.

Информация обладает различными свойствами, для систематизации которых используют разные варианты её классификации.

Изучением видов и свойств информации и информационных процессов занимается наука “Информатика”. За рубежом её обычно называют вычислительной наукой. В ней выделяют два основных направления: теоретическая и прикладная информатика. Последнее служит основой формирования “отраслевых информатик”.

Методы и способы работы, основанные на использовании информационных процессов с целью выполнения определённых заданий, создания информационных ресурсов, услуг и продуктов и т.д. называют информационными технологиями. Информационные технологии существуют с незапамятных времен – с момента формирования умственной и физической деятельности человека. Их эволюцию принято рассматривать с момента изобретения в Германии книгопечатания, то есть с середины XV в. Современный (6-й) этап развития информационных технологий специалисты связывают с использованием в XXI в. нанотехнологий и суперкомпьютеров, способных выполнять различные информационные процессы с помощью их объединённых вычислительных мощностей, расположенных в любых местах нашей планеты и связанных между собой с помощью телекоммуникаций (Интернета). Свойства информационных технологий определяют свойства информации.

Инструменты (инструментарий) информационных технологий относят к базе или платформе информационных технологий. Они включают аппаратные средства, устройства и комплексы (компьютеры и периферийные устройства к ним, оргтехника), телекоммуникации, программные продукты и математическое обеспечение. “Платформа” – это важная составляющая структуры информационных технологий – внутренней организации информационных технологий, представляющей взаимосвязь входящих в неё компонентов. Она включает аппаратные и программные средства, базы данных и пользовательский интерфейс.

Информационно-коммуникационные технологии играют важную, если не решающую, роль в экономическом, политическом, социальном, культурном развитии современных обществ. Информационные технологии являются стратегически важной отраслью, влияющей на все стороны жизнедеятельности любого современного общества. Они создают широкие возможности экономического роста и социального развития людей в отдельности и обществ в целом.

Информационные технологии обладают жизненным циклом. В общем случае он свойственен большинству живых и неживых объектов, например, человеку, животным или растениям. Жизненный цикл информационных технологий означает период жизни и эффективного использования технических средств, компьютерных программ, сайта или портала, линии связи, соединяющей, например, провайдера интернет-услуг и его пользователя.

Развитие информационных технологий связано и с появлением проблем, барьеров и рисков, порождающих неравенство людей (“цифровой разрыв” и “виртуальный барьер”). Изменение технологий выполняемых работ оказывать порой негативное воздействие на участвующих в этих процессах людей, вызывая у них отрицательные реакции, например, неприятие и отторжение, усталость и другое, порождая информационный шум, а также информационный и психологический барьеры.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25»

Выступление на заседании школьного методического объединения

научно-естественного цикла по теме:

«Позитивные и негативные последствия применения

информационных технологий в обучении»

Подготовила Арешина О. Н.,

учитель математики и информатики,

2014-2015 учебный год

г. Новомосковск

Понятие информационных и коммуникационных технологий

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

Слово "технология " имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Средства ИКТ, применяемые в образовании

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзера, графические пакеты и т. п.

С появлением компьютерных сетей школьники и учителя приобрели новую возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.

С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ – Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых – собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Существует несколько основных классов информационных и телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИКТ позволяют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видео классах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.

Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная и коллективная работа школьников с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.

Информационных и телекоммуникационных много. С каждым годом появляются новые средства и технологии, важные с точки зрения информатизации образования. Перечислить и, тем более, изучить их все невозможно. Важно понимать, что при определенных условиях многие из этих технологий способны существенно повлиять на повышение качества обучения и воспитания школьников.
В то же время любой опытный учитель подтвердит, что на фоне достаточно частого положительного эффекта от внедрения информационных технологий, во многих случаях использование средств информатизации никак не сказывается на повышении эффективности обучения, а в некоторых случаях такое использование имеет негативный эффект. Очевидно, что решение проблем уместной и оправданной информатизации обучения должно осуществляться комплексно и повсеместно. Обучение корректному, оправданному и уместному использованию средств информационных и коммуникационных технологий должно войти в содержание подготовки педагогов в области информатизации образования.

Положительные и отрицательные стороны информатизации образования

Целесообразность и эффективность использования средств информатизации в общем среднем образовании

Может сложиться впечатление, что использование средств ИКТ всегда оправданно во всех областях образовательной деятельности. Безусловно, во многих случаях это именно так. Вместе с тем, информатизация образования обладает и рядом негативных аспектов. Позитивные и негативные факторы информатизации общего среднего образования необходимо знать и учитывать в практической работе каждому учителю.
Использование средств ИКТ в системе подготовки школьников приводит к обогащению педагогической и организационной деятельности средней школы следующими значимыми возможностями:

    совершенствования методов и технологий отбора и формирования содержания общего среднего образования;

    введения и развития новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями;

    внесения изменений в обучение большинству традиционных школьных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой;

    повышения эффективности обучения школьников за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов;

    организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности учителя и ученика;

    совершенствования механизмов управления системой общего среднего образования.

Процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий для развития личности школьников. Этот процесс повышает уровень активности и реактивности обучаемого, развивает способности альтернативного мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, позволяет прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними.

Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий.
В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств информатизации называют индивидуализацию обучения. Однако наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение учителей и школьников, учащихся между собой, предлагая им общение в виде "диалога с компьютером". Это приводит к тому, что обучаемый, активно пользующийся живой речью, надолго замолкает при работе со средствами ИКТ. Орган объективизации мышления человека - речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.

Другим существенным недостатком повсеместного использования средств ИКТ в общем среднем образовании является свертывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм.

Определенные трудности и негативные моменты могут возникнуть в результате применения современных средств ИКТ, предоставляющие учителям и школьникам значительную свободу в поиске и использовании информации. При этом некоторые педагоги и обучаемые зачастую неспособны воспользоваться той свободой, которую предоставляют современные телекоммуникационные средства. Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения обучаемого от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же, нелинейная структура информации подвергает школьника "соблазну" следовать по предлагаемым ссылкам, что, при неумелом использовании, может отвлечь от основного русла изложения учебного материала.
Колоссальные объемы информации, представляемые некоторыми средствами информатизации, такими как электронные справочники, энциклопедии, Интернет-порталы, также могут отвлекать внимание в процессе обучения.
Более того, кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями. Как правило, обыкновенный человек способен уверенно помнить и оперировать одновременно лишь семью различными мыслимыми категориями. Когда школьнику одновременно демонстрируют информацию разных типов, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию.
Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач из школьных учебников стали сегодня в школе уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания школьников.

Средства ИКТ могут стать не только мощным средством становления и развития школьников (как личности; субъекта познания, практической деятельности, общения, самосознания), но и, наоборот, способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности и т.п.
Во многих случаях использование средств информатизации образования неоправданно лишает школьников возможности проведения реальных опытов своими руками, что негативно сказывается на результатах обучения.
И, наконец, нельзя забывать о том, что чрезмерное и не оправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.

Используя средства ИКТ, учителя должны учитывать два возможных направления внедрения средств информатизации в учебный процесс. Первое из них связано с тем, что средства ИКТ включаются в учебный процесс в качестве "поддерживающих" средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы общего среднего образования. В этом случае средства ИКТ выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы учителей, связанной с учетом, измерением и оценкой знаний школьников.
Внедрение средств ИКТ в рамках второго направления приводит к изменению содержания общего среднего образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, построению целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения средств информатизации в отдельных школьных учебных дисциплинах. Знания, умения и навыки в этом случае рассматриваются не как цель, а как средство развития личности школьника.
Использование информационных и коммуникационных технологий будет оправданным и приведет к повышению эффективности обучения в том случае, если такое использование будет отвечать конкретным потребностям системы образования, если обучение в полном объеме без использования соответствующих средств информатизации невозможно или затруднительно. Необходимо учитывать несколько групп таких потребностей, определяемых, как в отношении собственно учебного процесса, так и в отношении других сфер деятельности учителей школ.
В первую группу можно отнести потребности, связанные с формированием у школьников определенных систем з наний . Такие потребности возникают при знакомстве с содержанием сразу нескольких дисциплин, при проведении занятий, имеющих межпредметный характер. Кроме того, они возникают при изучении элементов микро и макромиров, а также в случае необходимости изучения ряда понятий, теорий и законов, которые при традиционном обучении не могут найти требуемого опытного обоснования (изучение невесомости, знакомство с понятием бесконечность).
Вторая группа потребностей определяется необходимостью овладения школьниками репродуктивными умениями . Потребности этой группы возникают в ситуациях, связанных с вычислениями (сокращение времени, проверка и обработка результатов). Наряду с этим потребности второй группы возникают при отработке типовых умений по каждой дисциплине (определение цены деления измерительных приборов в физике, составление изомеров по углеродному скелету в химии) и при формировании общеучебных умений (общелогических - систематизации и классификации, анализа и синтеза, рефлексивных - умений планировать эксперимент, осуществлять сбор и анализ информации).
Третья группа потребностей определяется необходимостью формирования у учащихся творческих умений (главным признаком творчества является новизна полученного продукта). Такие потребности возникают при решении оптимизационных задач, в которых из ряда возможных вариантов выбирается один - наиболее рациональный с определенной точки зрения, при решении задач на выбор самого экономичного решения или наиболее оптимального варианта протекания процесса (нахождение оптимального решения не только математически, но и графически). Потребности этой группы возникают при постановке и решении задач на проверку выдвигаемых гипотез, при необходимости развития конструктивно-комбинаторных творческих умений (использование цифровых конструкторов, позволяющих собирать целое из частей, моделировать объекты и процессы). Кроме того, сюда можно отнести и потребности, вытекающие из необходимости моделирования процессов или последовательности событий, что позволяет ученику делать выводы о факторах, оказывающих влияние на протекание процессов или событий. И, наконец, к третьей группе можно отнести потребности, возникающие в ходе лабораторного эксперимента, требующего для своего проведения приборов, недоступных для конкретного учебного заведения или очень длительного (короткого) промежутка времени. При этом такой лабораторный эксперимент может проводиться в рамках педагогических измерений и также повлечь за собой необходимость использования соответствующих информационных и телекоммуникационных технологий.
Четвертая группа потребностей связана с воспитанием и необходимостью формирования у школьников определенных личностных качеств. Потребности, относимые к четвертой группе, возникают для организации моделирования, создающего возможности нравственного воспитания обучаемых через решение социальных, экологических и других проблем (анализ возможных последствий аварий, последствий применения различных технологий, позволяющий не только научить учащихся избегать подобных опасностей, но и воспитать нравственные оценки их возникновения в современном мире). Также потребности в использовании средств ИКТ образования могут возникать для формирования у школьников чувства ответственности по отношению к другим людям, по отношению к себе и собственному организму.
Все приведенные выше доводы и факторы говорят о том, что применение средств ИКТ в обучении школьников по принципу "чем больше, тем лучше" не может привести к реальному повышению эффективности системы общего среднего образования. В использовании средств информатизации образования необходим взвешенный и четко аргументированный подход.

Из-за эйфории по поводу позитивных последствий использования информационных технологий (ИТ) происходит недооценка или игнорирование сопряженных с ним рисков – зачастую крайне серьезных. Поговорим о некоторых из них.

Введение

К рассмотрению негативных последствий использования ИТ меня подтолкнули древняя мудрость и мой личный опыт. Известная пословица гласит: «Не все то золото, что блестит». Как профессор информатики (вычислительной техники) я, естественно, сосредоточен на положительных аспектах использования ИТ в образовании и в научных исследованиях. Если честно, ранее я пробовал заметить, что использование ИТ для решения проблемы не делает это решение автоматически «хорошим/лучшим» (то есть действительно способным решить проблему), но тогда никто и слушать об этом не хотел.

Эйфория по поводу ИТ сохранилась и по сей день. Что следует особо подчеркнуть, так это то, что пользователь получает преимущество не непосредственно от ИТ, а от их использования для решения своих задач. Вторым источником мотивации послужило моe членство во временном комитете по подготовке нынешней Межправительственной программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Ее предшественниками были Межправительственная программа по информатике и Общая информационная программа (IIP и PGI). Основанием для «слияния» этих двух программ было потенциальное преимущество от более тесного сотрудничества и взаимообогащения программ, а также от быстрого развития информационнокоммуникационных технологий (ИКТ). Были определены миссия и цель Программы, и ее ключевым понятием стала «информация». Одним из непреднамеренных последствий этой «инновации» оказалось то, что информатика была отброшена или заменена информацией. И, что еще хуже, специалистам в сфере информатики места в Программе тоже не нашлось.

Преимущество науки и техники – решение проблем

На протяжении всей истории человечества «новые идеи (продукт нематериальной формы)» помогали людям преодолевать трудности, улучшать качество своей жизни, выживать. В современном обществе ситуация не изменилась: новые идеи часто принадлежат науке и технологиям. Обе эти области способствуют разрешению насущных проблем человечества. Неудивительно, что люди благодарны за эту помощь и ценят ее. Однако есть другие аспекты решения проблем, которые люди упускают из виду (а может, вынуждены игнорировать, или недооценивают, или просто не хотят принять во внимание). Исключение, пожалуй, составляет финансовый аспект. Мир аспектов решения проблем, конечно, намного сложнее, чем нам представляется. Он охватывает стоимость (экономические аспекты), экологические последствия, культуру, этику и т.д.

Компьютеры – информационные технологии – информация

Компьютеры произвели прорыв в сфере решения проблем, первоначально – связанных с числовыми вычислениями. Они полностью изменили представление о вычислениях – скорость, объем и т.д. Появлялось все больше и больше направлений использования: нечисловые вычисления, неалгоритмические вычисления, использование искусственного интеллекта и, среди прочего, обработка информации. Появились новые отрасли науки и техники, такие как информатика и информационные технологии, а ключевым объектом использования ИТ стала информация. ИТ обеспечили доступ, хранение и обработку информации в режиме реального времени. Они привнесли в организацию сети, в первую очередь Интернета, новый тип связи и вычислений. Они стали социально-экономическим явлением. Тем не менее мы все равно должны иметь в виду, что преимущества ИТ связаны с их использованием как инструмента для решения задач.

«Зеленые» информационные технологии

Развитие технологии приводит к инновациям, которые обычно улучшают функциональность или снижают стоимость технологических систем. Об особенностях ИТ лучше всего говорит так называемый закон Мура. Он гласит, что на протяжении всей истории вычислительной техники число транзисторов на интегральных схемах удваивается примерно каждые два года. Как следствие, рынок предлагает новые, более мощные и более дешевые компьютеры и давит на потребителей, чтобы те заменили свои «старомодные» компьютеры на более современные.

Даже если снять вопрос о реальной причине замены компьютера, который вполне соответствует нашим потребностям и ожиданиям, всегда возникает другая проблема: что делать со старым устройством (это справедливо для любого технологического оборудования)? Компьютеры внезапно становятся мусором, отходами, негативно влияющими на окружающую среду. Сначала эта проблема недооценивалась и игнорировалась, но позже последствия становились все более серьезными, и теперь мы приняли программу «зеленый компьютер» или «экологически ориентированная компьютерная техника». В то время как «зеленые компьютеры» больше нацелены на компьютерные технологии, зеленые информационные технологии связаны преимущественно с использованием компьютера. 13 февраля 2003 г. Европейский союз принял Директиву о запрете ряда опасных веществ (RoHS - Restriction of Hazardous Substances), законодательно запрещающую использование шести опасных материалов в производстве различных видов электронного и электрического оборудования. Она тесно связана с Директивой Европейского союза по утилизации электрического и электронного оборудования, которая устанавливает задачи по сбору, утилизации и ремонту электрических товаров и является частью законодательной инициативы, направленной на снижение огромного количества токсичных электронных отходов. Эта Директива, безусловно, важна, но я хотел бы еще раз подчеркнуть важную роль каждого отдельного пользователя: именно он решает, когда и какой компьютер ему покупать и как им пользоваться.

Информационные технологии и образование

Чтобы использовать ИТ, необходимо обладать соответствующими знаниями или специальным образованием. Так ИТ становятся предметом и объектом изучения. Это отличный инструмент для обучения (несомненно, лучший в истории). ИТ сопровождаются информационным взрывом и обеспечивают актуальность знаний. Обучение становится все более и более важным, а непрерывное образование стало неотъемлемой частью нашей жизни. Знания, необходимые для использования ИТ, привели к появлению новой грамотности – компьютерной, информационной, медиаграмотности. Эта новая грамотность является сегодня частью учебных программ на каждом уровне образования. ИТ позволяют получать доступ к информации в режиме реального времени вне зависимости от места нахождения, хранить и обрабатывать ее. Это, разумеется, имеет положительные последствия для образования, поскольку обеспечивается доступность образовательных ресурсов в различных режимах, возможность демонстрации динамических процессов и т.д. Легкость представления и доступность информации онлайн нашли свое выражение в лозунге «Все онлайн/В Сети есть все».

Одним из негативных последствий такой ситуации является соблазн представить контент в качестве своего собственного продукта, то есть соблазн плагиата. Еще одна проблема ИТ и образования – это гендерное неравенство. Частным случаем является образование ИТ-специалистов. Доля студенток Словацкого университета в Братиславе, обучающихся на программах ИТ, варьируется от 3 до 10%. В других университетах ситуация в целом такая же. Это сложная проблема, поскольку, с одной стороны, это вообще характерно для сферы технологий, и в частности информационных, но, с другой стороны, индустрия ИТ предлагает хорошие, спокойные условия труда, возможность дистанционной работы из дома и т.д., что очень подходит для специалистов женского пола. Более того, сектору ИТ нужны женщины-профессионалы, их творческие способности и особый подход к решению проблем. Наш университет пытается решить проблему гендерного неравенства и разработал новый проект «И ты в ИТ», который должен привлечь внимание к получению профессионального образования в сфере ИТ с помощью позитивных примеров, историй успеха и информационных кампаний. У нас уже есть первые положительные результаты.

Цифровое неравенство

ИТ также связаны с цифровым неравенством. Есть множество объяснений и интерпретаций понятия «цифровое неравенство». Что может порождать цифровой разрыв? Права владения ИТ или доступ к ИТ, умение использовать ИТ (компьютерная грамотность), опыт в решении проблем (информационная грамотность + информатика), навыки использования результатов решения задач (информационная грамотность) и т.д. Каждая из этих проблем может в дальнейшем спровоцировать цифровое неравенство. Одним из примеров такого неравенства является проблема «отцов и детей». Молодое поколение лучше разбирается в ИТ в силу того, что компьютерная/информационная/медиаграмотность является частью современного образования. С другой стороны, старшее поколение «сильнее» в решении проблем. Обе стороны могут выиграть от более тесного сотрудничества. Но это совсем другая история.

Цифровой разрыв и решение проблем

Как было отмечено выше, ИТ сами по себе не приносят пользы, они только являются инструментом для решения проблем пользователя. Тем не менее статистика любой страны, связанная с информационной грамотностью, построением информационного общества и пр., освещает только возможности использования ИТ, т.е. количество аппаратных компонентов, таких как ПК, ноутбуки, точки доступа в Интернет, мобильные телефоны. Совершенно не принимается во внимание, для чего используются ИТ, к чему получают доступ пользователи: к порнографии, учебным материалам или играм. Становится ясно, что для оценки реального использования ИТ нужны другие показатели

Бедность

ИТ поистине могут способствовать сокращению глобальной бедности. Что меня беспокоит, так это то, что нищета сводится только к экономической или материальной форме. Помимо экономической и материальной бедности также существует бедность нематериальная – недостаток грамотности, культуры, этики и т.д. Я думаю, что этот вид бедности гораздо важнее. Он в большей степени относится к компетенции ЮНЕСКО. С другой стороны, ИТ – это крупный бизнес. Как таковой, он оказывает влияние на лиц, ответственных за принятие решений, на ИТ-пользователей и все общество. Он порождает новый вид богатства – богатство «0/1» с особыми свойствами. Одним из примеров богатства такого рода является домен «.com»

Безопасность информационных технологий и конфиденциальность информации

Значение безопасности технологий растет по мере того, насколько значимым становится их использование. Чем более конфиденциальна обрабатываемая информация, тем важнее обеспечить ИТ-безопасность. Сегодня мы можем наблюдать случаи злоупотребления технологиями, информацией, случаи несанкционированного доступа, раскрытия информации, всякого рода нарушений. Поэтому не приходится удивляться, что у людей возникает вопрос: а можно ли доверять кому-либо, если в мире существуют PRISM, XKeyscore и другие аналогичные программы для мониторинга глобальной работы в Сети?

Что делать в сложившейся ситуации?

Негативные последствия от использования ИТ реальны. Вопрос в том, как преодолеть эти проблемы, что может способствовать их решению. По моему мнению, помочь могут правдивость и образование. А кто может в этом участвовать? Каждый гражданин, школы, организации, такие как ЮНЕСКО и ее Программа «Информация для всех».

Людовит МОЛНАР

Председатель Национальной комиссии Словакии по делам ЮНЕСКО; профессор Словацкого технологического университета (Братислава, Словакия)

С каждым днём техника и различные современные технологии всё прочнее входят в нашу жизнь, и сегодня мы уже не представляем ни одного дня без них. Различные приборы и технологические новинки - от компьютеров, электронных книг, планшетов и смартфонов, до социальных сетей и компьютерных игр - всё это не просто изменило нашу жизнь, но и наши привычки, которые как помогают нам в жизни, так и усложняют её, формируя зависимости и меняя наш характер.

Когда мы говорим о негативном влиянии техники на нашу жизнь, то обычно вспоминаем в первую очередь - воздействие источников электромагнитного излучения, например, компьютера. Действительно, источники слабого электромагнитного излучения, действующего в течение длительного промежутка времени, являются опасными. К таким источникам, помимо компьютера, относятся также аудио- и видеотехника, мобильные телефоны, телевизоры и бытовая техника. Под влияние электромагнитного излучения попадают нервная, иммунная, половая и эндокринная системы организма.

Это то, что знают о влиянии современной техники и технологий, хотя бы поверхностно, многие из нас. Однако это ещё не всё. Поговорим о другой, не менее важной, стороне такого влияния. Ранее в статье « » уже упоминалось о том, что 85% людей испытывают приступы ярости, истерики, сильного стресса, доходящего до нервного срыва, и другие нервные расстройства от… проблем, возникающих в работе технологических устройств.

Так, «синдром песочных часов» - развивающийся от одного только ожидания при работе за компьютером, когда на экране курсор застыл в виде песочных часов - может вызвать отчаяние, чувство бессилия и панику.

В то же время, такая незаменимая вещь, как Интернет, также имеет свою обратную сторону. Японские и английские медики детально исследовали вопрос о том, как . Поводом к подобным исследованиям стало возрастающее число жалоб пациентов на проблемы с памятью.

Итоги исследования, поведённого в одной из японских больниц среди пациентов в возрасте от 20 до 35 лет, удивили не только учёных. Оказалось, что новое поколение, приученное к устройствам «внешней памяти», утрачивает основные функции памяти. Люди всё хуже запоминают новую информацию, становятся не способными выделить из большого объёма информации необходимое.

Современная техника, Интернет всегда под рукой, и уже нет необходимости держать что-то в памяти, куда проще найти нужную информацию в Сети.

Что касается социальных сетей и подобных современных средств связи, здесь ситуация также не оптимистична. Социальные сети, используемые многими для расширения круга общения, завязывания новых контактов и т. п., лишь усиливают чувство одиночества.

Если говорить об украинцах, то, по словам экспертов, тратя до 27 часов в месяц или чуть менее одного часа в день на общение в социальных сетях.

Продолжение следует…

Американские врачи описывают всё новые и новые нарушения в поведении человека, которые вызваны негативным воздействием развития информационных технологий. Специалисты описали восемь наиболее распространённых психических недугов, которые часто развиваются у людей, активно использующих Интернет и мобильную связь.


Уже доказано, что чрезмерное увлечение Интернетом серьёзно вредит способности концентрироваться на одном тексте более тридцати секунд. Людям становится всё сложнее читать длинные статьи со сложными предложениями и сконцентрироваться на содержании. И медики уверяют, что это далеко не последние последствия, которыми наградили нас современные технологии. И некоторые из них уже официально признаны заболеванием.

Номофобия (страх остаться без мобильного телефона)

Он развивается у людей, зависимых от мобильной связи. Заболеванию подвержены пользователи, которые старательно следят за развитием индустрии, и уделяют своему мобильному телефону более двух часов в день. И при отсутствии доступа к мобильному телефону, пациенты испытывают беспокойство. В клиническом случае заболевания человек без телефона впадает в настоящую панику.

В общей сложности, в США номофобией страдают практически 99% активных пользователей смартфонов. Для профилактики заболевания психиатры рекомендуют сократить использование смартфона до необходимого минимума – звонков близким. Почта и чтение новостей под определение «необходимого минимума» не подпадают.

Синдром фантомного звонка

Фанаты телефонов, также, часто подвержены синдрому фантомного звонка – у человека появляются слуховые и моторные галлюцинации, ему кажется, что телефон в кармане звонит или вибрирует, хотя ничего не самом деле не происходит.

Заболевание развивается на фоне стресса, и тоже очень широко распространено. Согласно исследованиям доктора Ларри Росена (Larry Rosen), который целенаправленно занимается изучением влияния мобильных технологий на психику человека, 70% людей, который называют себя закоренелыми фанатами современных технологий минимум раз в час испытывают ощущение того, что в их кармане вибрирует телефон – даже, если телефон предварительно выкладывают на стол.

Лечится синдром примерное как и стресс – при помощи индивидуального курса антидепрессантов, отпуска и отказа от высокотехнологических устройств на продолжительный срок.

Киберболезнь, или «цифровая морская болезнь»

Данный недуг появляется из-за злоупотребления использования смартфонов и планшетных компьютеров. Больных действительно «укачивает» от использования телефона – это поясняется визуальными эффектами интерфейса и расстройством вестибулярного аппарата.

Дело в том, что современные экраны слишком хорошо имитируют окружающую реальность – что дезориентирует мозг. Соответственно, чем выше качество картинки, тем больше вероятность возникновения данной проблемы. Сегодня этому заболеванию подвержены около 90% американцев – исследователи пока не могут привести точную цифру из-за разброса марок мобильных устройств.

Тем не менее, на тошноту и головокружение после длительного использования смартфона жаловалось подавляющее большинство участников тестов. На данный момент лечения у болезни как такового нет – врачи рекомендуют сократить время, проводимое с телефоном, планшетом и перед экраном компьютера.

«Эффект Google»

Страдающие от «эффекта Google» уверены, что знания им не нужны, поскольку любая информация находится на расстоянии клика. При этом заболеванию подвержены даже те, кто не разделяет подобного убеждения – мозг просто отказывается запоминать информацию, независимо от человеческой воли.

Сегодня в США им страдает около 40% подросток в возрасте до 25 лет. В долгосрочной перспективе внешне безобидный «эффект Google» чреват развитием склероза и болезнью Альцгеймера.

Facebook-депрессия

Это состояние выражается в том, что люди впадают в депрессию от контактов в социальной сети, или же от их отсутствия. Психологи поясняют это тем, что в социальные сети люди, как правило, выкладывают только те фотографии и новости о себе, которые выставляют их в выгодном свете. Таким образом, у пользователя создаётся впечатление, что у друзей и знакомых жизнь лучше, ярче и насыщеннее, чем у него.

Исследователи Университета Мичигана отмечают, что процент молодых людей, страдающих от депрессии прямо пропорционален количеству времени, которое они уделяют социальной сети. В целом, заболевание рекомендуют лечить теми же средствами, что и обычную депрессию. Кроме того, психологи советуют пойти на отчаянный по современным меркам шаг, и просто удалиться из социальных сетей.

Интернет-зависимость

Страдающие ей постоянно хотят получить доступ в Сеть. Желание полностью вытесняет любые потребности, и вынуждает отказаться от работы и личной жизни. Зависимость уже собираются приравнять к наркомании.

Исследователи отмечают, что Интернет-зависимость в долгосрочной перспективе вырабатывает у людей сильный комплекс неполноценности в купе с низкой самооценкой. Кроме того, зависимость чревата деградацией социальных навыков, вплоть до неспособности вызвать «скорую помощь».

На данный момент психиатры рассматривают возможность медикаментозного лечения, но пока что рекомендуют больным изоляцию от мест, где им будет доступно подключение к Сети. Отметим, что в США один за другим открываются специальные лагеря для Интернет-зависимых, наподобие летних.

Онлайн игромания

Весьма схожа с ней зависимость от онлайн-игр, которая, однако, славится большей деструктивностью. Нередки случаи, когда игра затягивает человека в виртуальный мир, в результате чего он теряет работу, семью, а порой и жизнь.

К слову, это пока что единственная зависимость, порождённая миром высоких технологий, при которой у человека вырабатывается физическая необходимость играть, вплоть до возникновения абстинентного синдрома.

Согласно официальным данным, около 8% от общего населения США страдают от зависимости. Особенно ей подвержены люди в возрасте от 9 до 39 лет. На данный момент зависимость считается весьма опасной, и психологи разрабатывают комплексные программы по освобождению от неё.

Киберхондрия

Наконец, больные киберхондрией считают, что у них есть заболевание, о котором они вычитали в Интернете, и, как правило, не одно. В результате здоровый человек, у которого просто заболела голова, может убедить себя в наличии у него серьёзных проблем.

Здесь серьёзную роль играет эдакое «кривое зеркало эффекта Плацебо» – человек на подсознательном уровне начинает убеждать себя в том, что он смертельно болен. Мозг активно собирает информацию, поступающую от органов восприятия, и человек начинает подмечать в себе все несущественные изменения, на которые он раньше не обращал внимания. Постоянное нервное напряжение, в конечном счете, приводит к появлению всевозможных заболеваний.

Принимая во внимание, что ипохондрия существовала задолго до появления Интернета, исследователи не берутся сказать, сколько точно людей подвержены киберхондрии. Тем не менее, заболевание начало встречаться чаще из-за доступности всевозможных справочных материалов в Сети.

А сколько из обозначенных в статье заболеваний выявили Вы у себя? Или быть может Вы наблюдаете у себя симптомы какого-иного негативного воздействия Интернет либо мобильных технологий? Делитесь в комментариях!